В начале ХХ в. активизировалось абреческое движение. Исследователи А. И. Хасбулатов и А.К.Джанаев определили абречество, как разновидность крестьянского движения, направленного против социального и национального угнетения. Абреки выступали против произвола беков, князей, царской администрации, защищали бедных крестьян.
Окончание Кавказской войны, покорение Восточного, а затем Западного Кавказа, упразднение Абхазского княжества и последующие неоднократные восстания в Абхазии, Чечне и других частях Кавказа, введение военно-административного управления,колонизация Кавказа, репрессии царской администрации по отношению к кавказским горцам вызвали у них массовую миграцию в страны зарубежного Востока,которая происходила в основном насильственным путем.
Кавказское абречество традиционно получало самые противоречивые оценки, как правило, в прямой зависимости от политических пристрастий самих исследователей. В досоветский период абречество рассматривалось исключительно как явление уголовного характера.
Особенностью общественно-политического положения адыгского этноса в конце XIX - начале XX вв., являлось то, что процессы адаптации адыгов в составе российского общества и государства всё ещё продолжались и были далеки от своего завершения.
После первой русской революции 1905—1907 годов Северный Кавказ продолжили усмирять до Первой мировой войны. Во время первой русской революции 1905—1907 годов на Северном Кавказе самой распространенной формой сопротивления властям стало абречество — уход в горы и ведение партизанско-разбойничьего образа жизни.
Наверное, ни одно социальное явление на Кавказе не получило такого романтического ореола, как абречество. У кавказских народов абрек, фактически изгой общества, был, тем не менее, символом мужества и отваги, борцом за социальную справедливость. Именно им, абрекам, посвящались песни и в их честь слагались легенды.
© 2016 abrek.org Портал Абрек