До покорения Чечни абреки были какими-то «байроническими» типами: не ужившись с людьми своего круга, они разрывали с ними и продолжали презирать и ненавидеть вообще всех людей — и в этом вопросе абреки были последовательными «интернационалистами», т. е. они не щадили ни своих, ни чужих...
Наиболее интересные и точные описания и объяснения феномена абречества относятся к третьей четверти XIX в. — времени интенсивного изучения Кавказа русской наукой, периоду зарождения осетинской национальной историографии. Тогда суть проблемы была еще ясна и почти свободна от поздних искажений.
Вот объяснение В. Б. Пфафа: «Абреком называется всякий исключенный из среды патриархального общества.
Статья российского историка Владимира Бобровникова посвящена своеобразной "культуре насилия", сложившейся в XIX-XX веках у горцев Кавказа. Главный герой этой культуры - так называемый абрек- профессиональный бандит, за которым здесь утвердилась слава благородного и благочестивого разбойника вроде Робина Гуда. Отчего и когда возникло абречество?
В 20-х – начале 30-х гг. XX в. Явление абречества рассматривалось как революционный «...стихийный протест горцев против угнетения», своеобразная разновидность «классовой борьбы..., национально-освободительного движения горцев, партизанской, террористической формой его...».
Наряду с гостеприимством, куначеством или обычаем кровной мести социальный институт абречества относится к кругу тем, традиционных для кавказской проблематики; в силу ярко выраженной специфики и некоей "экзотичности" абреки всегда обращали на себя внимание представителей иноэтничного мира.
Своеобразным "золотым веком" абречества стало XIX столетие - время Кавказской войны.
Абречество никоим образом нельзя относить к национальному движению. Абреки, даже те, которых мы называем настоящими, не являются борцами за общую, национальную свободу и независимость своего народа, как представляют их отдельные авторы. Это — скорее всего террористы, поступавшие со своими обидчиками по привычному принципу кровной мести
Романтизация образа абреков в традиционном сознании горцев Кавказа – еще одно измерение темы абреков. Художественная литература, произведения кавказских авторов – Керашева, Базоркина, Амирэджиби, Кешокова и др. – отражает представления, которые существовали в местной среде.
Официально Русско-Кавказская война кончилась в 1859 году с пленением имама Шамиля князем Барятинским. В 1864 году пал последний оплот имамата Шамиля - Черкесия. 28 мая 1864 года в местечке Красная Поляна был подписан Манифест об окончании Кавказской войны.
Ревностные последователи Корана покорные черкесы едва ли могут быть откровенно преданными русскому правительству; ни удобства жизни, ни спокойствие, ни подарки, которыми они пользуются, по крайней мере до сего времени, не уничтожили в них скрытого чувства ненависти к русским, разноверцам и завоевателям их... преданности [черкесов] купить нельзя
© 2016 abrek.org Портал Абрек