Абреки в борьбе за революцию и против нее
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
После первой русской революции 1905—1907 годов Северный Кавказ продолжили усмирять до Первой мировой войны.
Во время первой русской революции 1905—1907 годов на Северном Кавказе самой распространенной формой сопротивления властям стало абречество — уход в горы и ведение партизанско-разбойничьего образа жизни. В связи с общим ослаблением власти в горных и предгорных районах Терской, Кубанской и Дагестанской областей, а также в Северном Азербайджане появились банды абреков. Пик их действий пришелся на годы революции, но акции продолжали осуществляться и в период столыпинской реакции. Окончательно абречество подавили только накануне Первой мировой войны.
К этому моменту свои действия прекратили наиболее известные кавказские абреки. В Терской области дейстововали Зелимхан Гушмазукаев из чеченского селения Харачой и Саламбек Гараводжев из ингушского села Сагопш. В Южном Дагестане в 1905—1913 годы абрек Буба из лезгинского селения Икра с шайкой из 20 человек терроризировал все побережье Каспийского моря от Баку до Махачкалы (тогда Петровск). Благодаря поддержке местного населения ему удалось увеличить численность отряда до 200 сабель. А в Северном Азербайджане особые неприятности властям доставляли банды Ших-заде Кубинского и Дели-Али.
Абреки предпочитали действовать в районе крупных городов на равнинах и предгорьях, уходя в случае опасности в высокогорье. Упомянутому выше Бубе в революционные годы удалось заставить платить себе дань все деловое население Дербента. Полученные деньги шли на приобретение амуниции и оружия. Другой лидер абреков Гушмазукаев уже в 1910 году похитил 18 тысяч рублей из Кизлярского казначейства, после чего укрылся в горной Чечне. Гушмазукаев считал, что это не воровство, а личная месть кизлярскому атаману Вербицкому, который проводил активную информационную войну против абреков в местных газетах.
Абречество не поддерживало городских революционеров, но активно участвовало в антиправительственных выступлениях в сельской местности. Вожаки местных банд вмешивалось в межэтнические и межрелигиозные отношения. Буба, например, запрещал суннитам работать у шиитов. В период революции многие местные администрации под давлением абреков снизили налоги для горцев. Также не обходилось без участия в сельских восстаниях в Терской и Кубанской областях. На контрреволюционные действия против горцев абреки отвечали террором. Когда осенью при подавлении массовых выступлений солдаты Шерванского полка расстреляли 17 чеченцев-зачинщиков восстания, Гушмазукаев остановил пассажирский поезд у станции Кади-юрт, ограбил его и приказал расстрелять 17 русских пассажиров.
С абреками власти в основном боролись, используя военные рейды и карательные экспедиции. В 1908—1913 годы власти Дагестанской и Терской областей были вынуждены на постоянной основе держать в своих регионах дополнительные части регулярных войск и казачества. В это время на Северном Кавказе развернулись масштабные боевые действия по уничтожению партизан. Только к 1913 году основные предводители абреков, в том числе и Буба Икринский, сдались властям. Лидер чеченских абреков Гушмазукаев погиб в кавалерийском бою.
Однако это были наиболее идейные представители абречества. Очень много менее известных горных вожаков перешли на сторону правительства в 1906—1908 годах, чтобы заслужить себе прощение за участие в революционных выступлениях. Абрек Дели-Али, действовавший со своей бандой в Северном Азербайджане, в 1906 году достиг шестидесятилетнего возраста и решил уйти на покой, а потому вышел из леса реабилитироваться перед властями. Летом 1906 года отряд восставших рабочих, входивших в большевистскую армию революции, напал на виноградники князя Голицына. Дели-Али со своим отрядом всех напавших большевиков истребил, после чего был лично прощен императором Николаем II.
Когда говорят о подавлении революции, обычно уделяют много внимания участию в этих событиях казачества, однако горцы-мусульмане в этих событиях участвовали не менее охотно. Большинство кавказцев-офицеров остались верными императорской присяге и активно уничтожали отряды абреков и революционеров. Генерал-лейтенант Максуда Алиханов, аварец по происхождению, посылался во главе карательных отрядов в различные регионы Кавказа, где вспыхивали революционные мятежи. В годы первой русской революции на Северном Кавказе он стал не менее одиозной фигурой, чем Петр Столыпин в масштабах всей России. В результате был убит левыми террористами в июле 1907 года.
Также в 1906—1907 годы были созданы отряды горской конной стражи, которые посылались для разгона демонстраций в Поволжье. Отряды горцев охраняли помещичьи усадьбы, помогали собирать губернским властям налоги и подати в деревне, а при необходимости жестоко усмиряли бунтующих крестьян, подвергая их массовым поркам, избиениям и насилию.
Источник: Северный Кавказ в составе Российской империи — М.: Новое литературное обозрение, 2007.
rusplt.ru
0 Комментариев