Когда поэзия уступила место прозе: Трагедия чеченцев в эпоху царских репрессий
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
В недалеком прошлом «дивную родину» горцев, их быт, «старую дикую свободу, обычаи, душевные качества обессмертили в своих творениях титаны родной поэзии Пушкин и Лермонтов. Под чарующим обаянием' образов Измаил-бея, Хаджи-абрека, Казбича, Беллы и др. на горцев смотрело десятки лет все русское общество сквозь поэтическую призму... Но время поэзии прошло безвозвратно. Наступило время суровой прозы».
Представители прогрессивного русского общества, знавшие Кавказ и его обитателей, за внешней красотой кавказской природы видели и народное горе. Один из таких представтелей, как бы перекликаясь с ними, глубоко сочувствовал горцам.
Однако на пути экономического и культурного развития горского аула стояли царские офицеры и чиновники, многочисленные представители полицейской власти, создававшие тяжелые условия для жизни горца. Петля колониализма, наброшенная на шею горцев, все больше и больше затягивалась.
В 80-х годах появилось много законодательных актов, инструкций и наставлений, которые регламентировали буквально каждый шаг горцев. В 90-х годах последовало еще больше распоряжений царской администрации, которые лишали горцев самых элементарных прав. Специальный циркуляр начальника Терской области в 1891 году запрещал проживание горцев одной национальности на землях другой национальности. Теперь местные власти силой уничтожали хутора и выселки чеченцев на землях ингушей, и наоборот.
Горцам-чеченцам не только запретили уходить по хозяйственным надобностям за Сунжу и Терек, но даже проживать в слободах и городах области. 14 мая 1893 года царь утвердил решение Государственного совета, на основании которого горцам, не состоящим на государственной службе или не офицерского эвания, запрещалось селиться и владеть недвижимым имуществом в некоторых населенных пунктах Терской области. Горцы уже не имели права жить в городе Грозном и в слободе Воздвиженской, Шатое и Ведено. Подлежавшие выселению из этих пунктов должны были продать свое недвижимое имущество в течение года.
При несогласии владельца продать его оно отбиралось в пользу казны (см. ЦГА Северо-Осетинской АССР, ф. 11, оп. 10, д. 6126, л. 7.). Как же на местах выполнялось распоряжение о выселении горцев из городов и слобод? «Прежде всего власти поголовно стали гнать туземцев из городов и слобод на места приписки, не обращая внимания ни на их торговые занятия, ни на подрядные обязательства или частную службу, ни даже на то, что громадное большинство поселившихся в городах и слободах туземцев, не имея уже в аулах никакой собственности, никаких средств к существованию, хоть поденщиной, хоть мелочной городской работой добывало себе какое ни на есть пропитание» . При выселении горцев из городов и слобод царские власти не считались ни с чем.
И все это делалось на виду у начальства, об этом знала и на это поощряла полицию кавказская администрация. Выселенным горцам запрещалось при посещении городов и слобод оставаться на ночь в гостиницах или у знакомых. ...
Источник: Гриценко Н. П. Классовая и антиколониальная борьба крестьян Чечено-Ингушетии на рубеже XIX—XX веков. Грозный, Чечено-Ингушское книжное издательство. 1971. 108 с.
0 Комментариев