1911. Справка судебного следователя по делу об убийстве князя Андроникова
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
СПРАВКА:
Судебный следователь Владикавказского окружного суда по важнейшим делам препроводил при отзыве, от 2 июня 1911 года за № 603, копию своего постановления от 29 мая с.г., в коем говорится, что при рассмотрении дела об убийстве начальника Назрановского округа князя Андроникова и др. судебный следователь нашёл, что в сентябре месяце прошлого 1910 года начальник Назрановского округа князь Андроников, получив негласные свидетельства о том, что известный разбойник — житель селения Хорочой, Веденского округа, Зелимхан Гушмазакоев скрывается в третьем участке внутреннего округа, выступил с 6-ой сотней конно-Дагестанского полка, саперами и пехотой из гор. Владикавказа в упомянутый участок для поимки названного Зелимхана Гушмазакоева.
В средних числах того же сентября месяца отряд прибыл в селение Нельхь, где по негласным свидетельствам скрывался Зелимхан Гушмазакоев; однако этого последнего в селении не оказалось, но за то на вершинах гор, прилегающих к этому селению, была обнаружена семья Зелимхана и брата его Солтмурата, которая по распоряжению начальника округа была арестована и доставлена в селение Нельхь. Розыски же самого Зелимхана не привели к положительным результатам.
19 сентября того же года пехотные части, бывшие в отряде, за недостатком провианта были отправлены во Владикавказ; 6-я же сотня конно-Дагестанского полка вместе с саперами осталась в селении Нельхь, где по распоряжению начальника округа князя Андроникова необходимо было разрушить землянки тамошних жителей: а Замата Актемирова, Эльберта Андоркиева и Даута Дагатова, которые по негласным свидетельствам укрывали Зелимхана. Взорвав те землянки, отряд в тот же день выступил из селения Нельхь и направился в селение Эшконь, куда и прибыл к вечеру того же дня. Вместе с отрядом следовала и арестованная семья Зелимхана и СолтаМурада.
Переночевав в селении Эшконь, отряд на следующий день двинулся далее по Ассинскому ущелью. Пред выступлением были получены агентурные свидетельства о том, что Зелимхан по дороге устроить засаду, с целью отбить арестованную его и Солта Мурада семью. Кроме того жители селения Озикъ, Хамхинского общества, Дауттери-Даутьев доложили начальнику Назрановского округа князю Андроникову о том, что он накануне в Ассиновском ущельи встретил названного выше Зелимхана Гушмазакоева с каким-то неизвестным ему человеком, кои были вооружены с ног до головы, при чем Зелимхан убедил его присоединиться к нему и, устроив вместе с ним засаду военному отряду, отбить арестованную его семью, но что он не согласился на это и счел своим долгом предупредить его, начальника округа.
В виду таких свидетельств были приняты известные меры предосторожности, и отряд двинулся по Ассиновскому ущелью в следующем порядке: вперед был выслан головной отряд, в составе 10-ти человек, из которого был выслан дозор вперед независимо сего впереди дозора ехал со своими всадниками начальник 3-го участка Назрановского округа штабс-капитан Беймурзиев /ныне помощник начальника Назрановского округа/. Вслед за головным отрядом следовал командир 4-й сотни бывшей Терской постоянной милиции капитан Шадиев со своими телохранителями — поручик Пошев и прапорщик Куриев. Далее следовала семья Зелимхана, начальник резервной команды Назрановского округа Гулиев, затем начальник округа князь Андроников, командир 6-й сотни Дагестанского полка ротмистр Донагуев, поручик Афанасьев и всадники 6-й сотни конно-Дагестанского полка.
Отряд двигался по узкой тропинке, идущей по Ассинскому ущелью, на дне которого течёт река Асса. Эта тропинка то идёт по правой, то по левой стороне реки Ассы, а для переправы с одной стороны на другую перекинуты узкие мостики. Местность, по которой двигался отряд, представляет собой по обе стороны тропы отвесные скалы, частично поросшие лесом и в большей части совершенно недоступные со стороны ущелья. Вследствие этого высылка боковых дозоров была невозможна.
Когда головной отряд, а вслед за ним и капитан Шадиев переправились через третий по счёту мостик, перекинутый через реку Ассу, со скалы — из-за укрытий, устроенных из камней — по отряду сначала был произведён один выстрел, а затем выстрелы стали раздаваться залпами. На эти выстрелы отряд ответил огнём. Так завязалась перестрелка, продолжавшаяся более трёх часов. В результате перестрелки со стороны отряда оказались убитыми: князь Андроников, поручик Афанасьев, урядник станицы Наурской Иван Цыганков, четырё всадника конно-Дагестанского полка и житель Цоринского общества Магомет Мишев; кроме того были ранены: упомянутый выше ротмистр Донагуев, стражник Терской постоянной милиции Андрей Козлов, всадники конно-Дагестанского полка — Магомет Хаджи Магама, Работан Хаджи-оглы, Магомет Абиев, Осман Тота-Хаджиев, Алихан Халид, а также бывший в отряде житель села Борах — Дзаурбек Чаплоев Боршев. Со стороны же злоумышленников ни раненых, ни убитых не было — они скрылись безнаказанно.
Перестрелка со злоумышленниками, как указано выше, продолжалась более трёх часов. За всё это время, как видно из показаний допрошенных на предварительном следствии свидетелей — всадников 6-й сотни конно-Дагестанского полка: Арсланбека Булатова, Гамзата Годолы, Махмуда Мусы, Гаджи Жулавова, Муртазали Омарова, Кары Рабодинова, Хамхинцева, Муртазали Копиева, Асламбека Акмурзиева, Мяжика Темирханова, а также ранее названных Даутаева и Гулиева, — капитан Шадиев не только не принял никаких мер к поимке и уничтожению разбойников, хотя имел для этого полную возможность, но даже советовал не предпринимать таких действий.
Штабс-капитан Веймурзиев, как видно из показаний некоторых допрошенных на предварительном следствии свидетелей, сразу после первого выстрела опрометчиво поскакал вперёд и на место происшествия явился лишь тогда, когда перестрелка уже прекратилась.
Таков в общем виде ход jбстоятельства .<... - пропуск текста>
Направить в Терское областное правление с целью выяснить, возможно ли возбудить против вышеупомянутых капитана Шадиева и штабс-капитана Беймурзиева уголовное преследование по обвинению их в преступлении, предусмотренном частью 2 статьи 341 Уложения о наказаниях.
Закон: Часть 2 статьи 341 Уложения о наказаниях, статья 1087 Устава уголовного судопроизводства.
Резолюция: Изложенным в справке бывший начальник 3-го участка Назрановского округа — штабс-капитан Беймурзиев и командир 4-й сотни Терской постоянной милиции — капитан Шадиев — изобличаются в бездействии власти. За это необходимо возбудить против них уголовное преследование по обвинению в преступлении, предусмотренном частью 2 статьи 341 Уложения о наказаниях, и передать дело прокурору Владикавказского окружного суда для производства предварительного следствия через подлежащего судебного следователя. Об этом сообщить начальнику Назрановского округа, чтобы он объявил заинтересованным лицам.
«25» июня 1911 года
город Владикавказ.
Младший помощник начальника области и наказного атамана,
полковник [подпись]
За советника [подпись]
Делопроизводитель [подпись]
Источники:
Ф.11.Оп.41.Д.6194.Л.00
Ф.11.Оп.41.Д.6194.Л.01
Ф.11.Оп.41.Д.6194.Л.01об
Ф.11.Оп.41.Д.6194.Л.
Ф.11.Оп.41.Д.6194.Л.02об
Ф.11.Оп.41.Д.6194.Л.03
0 Комментариев