Мусбек Кибиев . ЖЗЛ
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
Шестнадцать лет назад не стало поэта редкого таланта. 6 августа ему бы исполнилось 75 лет. Но творчество мастера не покинуло нас, читателей, ибо однажды завороженные его тонкими поэтическими стихами, спокойным мужеством и тихой красотой его героев, мы уже никогда не расставались с любимым поэтом.
Он окончил литературный институт имени М. Горького. С выходом поэтического сборника «Два пути» в чеченскую литературу вошел самобытный поэт. При жизни поэта вышло немного книг, но каждая из них, начиная с первой, становилась ярким литературным событием. Его стихи вошли в золотой фонд чеченской классики.
И все его стихи, поэмы, публицистика – это одна большая книга о дружбе, о великом чувстве сопричастности к живым согражданам. Не потому ли, что Мусбек Кибиев, как никто другой, ценил дружбу и умел быть другом: его помнят те, кому довелось быть с ним рядом. Сегодня, вспоминая Кибиева, мы вспоминаем его стихи и читаем их друг другу. Мы говорим о поэзии, которая, захватив однажды, уже не отпускала его никогда.
Он родился в окружении величественной природы Ведено и прожил в этом селе сорок девять отпущенных ему судьбой лет. Место рождения вовсе не обязательно определяет творческий путь. Но в жизни Мусбека Кибиева география играет очень существенную роль. Во всей Чечне не было второго такого села. Воспетое Кибиевым (и сохранившее в своей исторической памяти образ поэта), оно поражало приезжих ослепительным сиянием солнца, вольным воздухом, гостеприимством жителей.
Высокий, с постоянно свисающей на лоб каштановой прядью, широким прямым лицом и «неправдоподобной худобой» (последнее никак не вяжется с его поздним обликом), поражающий окружающих невероятным знанием объема чужих строк, он жил легко, бедно, бесприютно, не придавая значения внешней, не претворенной в стихи существенности бытия. Мир расцветал и наполнялся смыслом только после такого претворения. И тогда, говорит очевидец, звучал задыхающийся голос парнасца, как бы восхищенного красотой созданных им строф. Читал он изумительно, приноравливая к дыханию стиха свое собственное астматическое дыхание, и словно укрощая его стихотворным размером. Его чтение было проявлением присущего ему артистизма.
Чем объяснить популярность поэта, свалившуюся на голову, вчера еще мало кому известного, жителя Ведено? Кибиев не предпринимал ради нее никаких практических усилий.
Дело было во времени. Романтическое жизнеощущение совпало с «духом музыки» или, иначе говоря, с тем доминирующим общественным чувством, которое питалось несокрушимым сознанием собственной исторической правоты. Кибиев был всегда требователен к себе.
Поэт выпустил свою первую книгу, когда ему было 25 лет. Стихи, появившиеся в 60 – ые годы ХХ века, подтвердили его мастерство. Он никогда не мечтал о славе. Никогда никто не видел его подавленным, слабовольным. Мусбек любил жизнь и поэзию.
Как истинный талант, Мусбек Кибиев щедро расточал себя, и от этого становился только богаче, подобно источнику: чем больше из него черпаешь, тем более он наполняется. Во всем, что он написал: в лирических стихотворениях, поэмах, баснях, письмах, дневниках – рассыпано множество афоризмов, крылатых выражений и мыслей. Кибиев от природы был наделен поразительной энергией, и этой энергии хватало, помимо творчества, на будничную, очень трудную, приземленную, материальную жизнь.
Мировоззрение М. Кибиева было достаточно многогранным и противоречивым. Бесспорные достоинства Кибиева – поэта заставляют вновь и вновь возвращаться к его книгам, которые в совокупности подобны сгустку энергии, способной в любой момент прийти в движение. Окружающий их эмоциональный ореол не меркнет с годами. В большой мере, чем кому – либо из его современников, Кибиеву принадлежит заслуга в упрочении в нашей коллективной памяти образа смелого, сильного и деятельного человека, в котором так нуждалось и по-прежнему нуждается наше общество. Его художественный метод можно охарактеризовать как вдохновенный реализм, проникнутый верой в человека и его стремления.
Стремления героев его произведений чаще всего соответствовали убеждениям самого поэта. Еще не став известным, он был убежден, что успех в жизни во многом зависит от самого человека.
С именем Кибиева связано представление о поэте – новаторе. Таких смелых, радикальных изменений в поэзии редко кто совершил в чеченской литературе 20 – го века.
Тем и дорого нам творчество Кибиева, А.Мамакаева, А. Сулейманова, М. Дикаева, что эти поэты предпринимали поиски оздоровления поэзии и стремились слить свою судьбу с судьбой народа. Герой поэзии Кибиева при ее сосредоточенности на судьбе народа – это и сам поэт, образ которого обретает личность.
Замечательный поэт, умножая сокровища чеченского языка, поднимал чеченскую поэзию к новым высотам, будучи глубоко убежден, что это и есть путь к интернациональному единству.
Он умер в 1996 году. «Простые смертные» все еще пытаются понять: можно ли было ему помочь? Спасти? Если б не война, если бы не людское горе, постигшее Чечню… Да, вероятно, в таком случае поэт остался бы жить… до поры. Ибо у каждого свой рок, и именно поэт знает свой последний час.
Знал и Кибиев, что час придет. Великим людям не суждено умирать постепенно: их жизнь, как правило, обрывается, пресекается – собственной ли волей, волею ли судьбы… Они являются в мир и уходят из него, согласно законам, ведомым лишь им, озарив нашу жизнь и придав ей смысл.
P.S. Критики когда – то писали, что интерес к поэзии старшего поколения – это мода, и она скоро пройдет. Но прав был поэт, сказавший, что если мода не проходит в течение десятков лет, то это, может быть, не мода, а любовь. Ведь истинная поэзия – это живая глава живой истории.
Увайс Лорсанукаев
Источник: ИА "Чеченинфо"
0 Комментариев