Народная артистка ЧР Кузани Абдурашитова
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
Мощный красивый голос словно заметался в четырех стенах – ему было тесно в узкой комнатке. Певица исполняла старую народную песню – они нередки в ее репертуаре. Пела не просто живьем, но и без микрофона, без какого-либо сопровождения. И вновь покорила сердца слушателей. К нашему кабинету сбежались сотрудники и зааплодировали. Многие заново для себя открыли талант певицы: одно дело, когда со сцены поют в микрофон, и совсем другое, когда звучит живой голос.
- Это шедевр, вышедший из народной, естественной среды, - говорит известный не только у нас в республике, но и далеко за ее пределами певец Магомед Ясаев. – Талант – выразитель народного менталитета через народную песню. Это актриса, имеющая помимо певческого, ярко выраженный актерский драматический талант. Она посредством актерского мастерства выстраивает мини-спектакли из каждой песни. Она выражает дух и менталитет чеченской женщины через чеченскую народную песню. Кузани очень харизматична, ее нельзя ни с кем спутать, ибо она имеет свое творческое лицо, причем этот талант – не результат образования. Он врожденный, впитанный с молоком матери. Кузани – очень добрый и порядочный человек, с открытой душой, радующийся любому истинному таланту. Она никогда не питает зависти к одаренным коллегам, именно это возвышает ее в их глазах. Она добра, открыта для всех, словом, это светлый человек, и ее поклонники любят ее еще и за эти качества – не только за певческий талант.
А все началось с того, что бабушка Кузани купила для своей дочери Алипат (будущей матери певицы) гармонику. Так уж сложилась судьба, что Алипат родилась уже спустя семь месяцев после того, как не стало ее отца. Они жили тогда в Ножай-Юрте. Поначалу она росла беззаботно, как все дети. Но годам к пяти она почувствовала некоторую ущербность своего положения: почему у других детей есть отцы, а у нее нет? Она все настойчивей задавалась этим вопросом, и потому мать ее, чтобы отвлечь девочку от недетских мыслей, решила приобрести для нее гармонику. Денег на покупку не было, и они обменяли инструмент на кукурузу. Вскоре девочка начала не просто играть на гармонике, но и слагать песни. Одна из первых ее песен была об отце. Со временем их становилось все больше. Так зародилась ее любовь к гармонике, да такая, что ей самой и окружающим в том числе казалось, будто ей чего-то не достает, если, послушное ее воле, в руках ее не грустит или не ликует клавишное чудо.
Это было уже в Казахстане. Переезжать из одного населенного пункта в другой без специального на то разрешения было запрещено, но люди рисковали, ездили, искали своих близких и родных, с которыми судьба разлучила их во время выселения, раскидав по бескрайним казахстанским степям. Побывали такие гости и у Абдурашитовых. Однако вскоре их задержали. Родные девочки ходили к месту их заточения, пытаясь хоть что-нибудь узнать. Возвращались поздно, когда уже было совсем темно, так ничего и не добившись. Было холодно и тоскливо. И тогда маленькая Алипат растягивала меха гармоники, с которой никогда не расставалась, и беда словно отступала.
В этих условиях, когда голод, холод, болезни косили людей целыми семьями, выжить было немыслимо трудно. Но жизнь брала свое: несмотря на ссылку, на горести, оставшиеся в живых продолжали жить. Истосковавшись по родине, люди старались хотя бы в памяти вернуться к родные места. А что лучше родных напевов, песен помогало возвращению? По всякому поводу устраивались вечеринки – синкъерам, ловзар. И самой почетной гостьей на них была гармонистка, юная и прекрасная, как распускающийся бутон.
Прошли годы. Алипат нашла парня по душе, вышла за него замуж. Это был редкий случай, но ей и на своей собственной свадьбе по многочисленным просьбам гостей пришлось играть на гармонике. Каждый пытался отблагодарить ту, которая так часто помогала сельчанам отогнать тоску, которая не давала забыть родные напевы. С этого «капитала» молодые начали свой жизненный путь, и он оказался на редкость удачным. Нет, они не хватали звезд с неба. Просто они умели быть благодарными Всевышнему и за малость. Может, поэтому удача часто посещала дом Ширвани и Алимат.
- Наш отец был очень набожным человеком, выросшим в имане, - рассказывает Кузани, - но это не мешало ему любить хорошую песню, хороший танец. И эту любовь отец с матерью передали нам, детям.
Дети четы Абдурашитовых - а было их аж одиннадцать: пять братьев и шесть сестер! - росли среди любви к музыке и не могли остаться равнодушными к ней. В семье всегда царили лад и дружба, и это тоже были ненавязчивые родительские уроки: они всему учили на своих примерах. И еще они учились у родителей трудолюбию и взаимовыручке: старшие всегда оберегали младших, заботились о них, - это было в порядке вещей. И в порядке вещей было хорошо учиться. А право играть на гармонике надо было заслужить делами по дому: уборкой, стиркой, уходом за малышами. Отец никогда не слушал музыку или пение, устроившись тут же, с ними. Он уходил в другую комнату, перебирал четки, и лишь по редким замечаниям относительно той или иной песни дети знали, что он ничего не упускает. Иногда Ширвани просил спеть что-нибудь.
Кузани никогда не рвалась петь на сцене. «Так сложилась судьба», - говорит певица. Но песню любила всегда. А когда что-то делаешь с любовью, все получается. Музыку к песням Кузани подбирает сама, стихи – разных авторов. Любит исполнять народные песни, песни незабвенной Марьям Айдамировой, к творчеству которой относится трепетно.
- Пою ее песни не потому, что умею, а потому что люблю их, - говорит певица. – Если бы она была жива, я бы постеснялась их петь. Это негаснущие звезды нашей эстрады – Марьям Айдамирова, Умар Димаев, Султан Магомедов. Они всегда давали мне надежду, были примером для подражания.
Когда она была маленькой и только пыталась научиться играть на гармонике, ее подруге купили этот инструмент. Девочки сообща покоряли музыкальное чудо. Кузани была еще маленькой и не могла удержать его на руках, но, невзирая на это, очень скоро она уверенно выводила мелодию песни «Го баьккхина лам бу ала…» Песня и сегодня присутствует в ее репертуаре и по-прежнему любима. А тогда эта мелодия стала сигналом для ее родителей: они поняли, что в семье растет самородок, надо покупать гармонику. По большому счету, вся семья Абдурашитовых была музыкальной, но Кузани еще обладала уникальным голосом. После учебы в школе она без труда поступила в Грозненское культпросветучилище и с отличием окончила его, а позже она также с красным дипломом окончила филологический факультет ЧИГУ. Работала в госфилармонии, а начинала в Ножай-Юрте заведующей автоклубом – была тогда такая должность. Первые песни (на стихи Азима Юсупова), первая популярность – все началось там. «Д1ахьаьжча го суна и сийна хьаннаш», - пела юная девушка и сразу брала в полон сердца слушателей.
Она родилась под счастливой звездой: иметь таких родителей – это уже везение. В редкой семье было такое взаимопонимание, как в этой, и в редкой семье были такие взаимоотношения – меж взрослыми, меж взрослыми и детьми, меж детьми. Здесь все было замешано на любви. Старшую дочь Абдурашитовы потеряли в Казахстане – девочка не вынесла суровых климатических испытаний в чужом краю. После возвращения на родину Ширвани и Алипат трижды (!) ездили в Казахстан на могилку дочери. Во время последней поездки они наняли сварщика и сделали вокруг холмика металлическую ограду. И таким бережным было у них отношение и к живым, и к тем, кого уже не было среди нас. Это были во всех отношениях удивительные люди.
Ширвани не стало 12 лет назад. Алипат, жившая с мужем душа в душу, тяжело перенесла эту потерю: люди говорили, что она тогда сама наполовину умерла. А потом не стало и ее – да осчастливит их Всевышний в праведном мире! У Кузани о них – самые светлые, восторженные воспоминания.
- Отец был дальнобойщиком, - вспоминает она. – Он часто отсутствовал по нескольку дней. Зато какой праздник был, когда он возвращался домой! Помню, он учил нас читать къулха. Я быстро схватывала, хотя была еще совсем маленькая – память у меня была цепкая. Я первая выучила задание, и отец пообещал мне привезти за это платье. Другой бы, может, и не вспомнил, но не мой отец! Он привез мне очень красивое платье. Столько лет прошло, а я все помню, будто вчера было. Он умел устраивать нам такие маленькие праздники. Это сейчас все прилавки завалены товарами, а тогда ничего такого не было. Мы в основном носили сшитые вещи. Помню, мать покупала огромный отрез на всех, и мы щеголяли в одинаковых платьях.
- Нас учили жить в имане, - продолжает Кузани. – Мы знали, что все доброе и плохое в нас нам зачтется, были богобоязненны. Я считаю, что часть молодежи в связи с военными действиями мы где-то упустили. Но в последнее время делается все для исправления прошлых упущений – спасибо нашему Главе Рамзану Кадырову, который предпринимает просто титанические усилия для улучшения воспитательной работы во всех сферах жизни.
В настоящее время Кузани работает в театре, она – солистка-вокалистка Государственного ансамбля песни и танца «Вайнах». В общей сложности она более 30 лет проработала в госфилармонии, имеет два звания – заслуженная артистка ЧР и народная артистка ЧР, является ветераном труда. Она по-прежнему полна сил и творческой энергии и по-прежнему при ней главное ее достояние – редкий, звучный голос. Надеемся, певица еще не раз удивит и порадует нас красотой его звучания.
Умиша Идрисова
Источник: ИА "Чеченинфо"
0 Комментариев