1905 год. Документы по делу нападения отряда абрека Зелимхана на поезд
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
1905 г., 16 октября. Телеграмма генерала Данилова в Тифлис,командиру корпуса жандармов, генералу Инкину
Телеграмма.
Командиру корпуса жандармов.
Штабу жандармского департамента полиции.
Тифлис .
Генералу Инкину.
В дополнение телеграммы [№] 589 толпа до тысячи человек, встретившая на ст. Грозный ограбленный поезд, с которым, был привезен подозреваемый в участии ограбления туземец под конвоем, милиционеров, также туземцев, вытащили из вагона и убили всех троих, станция охраняется войсками.
Генерал Данилов.
Источники: АУП ЧР, ф. 247, оп. 1, д. 74, л. 15;
ЦГИАГ, ф. 83, оп. 1, д. 59, л. 103.
1905 г., 16 октября. Телеграмма генерал-майора Ширинкина в Петербург
Телеграмма.
Петербург.
Товарищу министру заведывающему полицией.
Полученным дополнительным сведениям при нападении у станции Кади-Юрт на поезд разграблен почтовый вагон, убито пассажиров 12, ранено 15.
Задержанных казаками двух чеченцев грабителей по доставлению в Грозный растерзала озлобленная толпа.
Генерал-майор Ширинкин.
16 октября 1905 г.
Источники: АУП ЧР, ф. 247, оп. 1, д. 74, л. 17;
ЦГИАГ, ф. 83, оп. 1, д. 59, л. 105.
1905 г., 18 октября. Рапорт командира 2-го Кизляро-Гребенского полка
Его Императорскому Величеству.
Командующего 2-м Кизляро-Гребенским
казачьим полком Терского войска.
Рапорт
Вашему Императорскому Величеству всеподданнейше доношу, что 16-го сего октября, в 81/2 часов утра, из Петровска на Грозненский железнодорожный вокзал прибыл разграбленный шайкой злоумышленников почтовый поезд № 3. В этом поезде доставлено 11 пассажиров убитых и 6 раненых и, кроме того, два чеченца арестованных подле места происшествия.
Задержанные злоумышленники находились в особом вагоне под стражей одного милиционера-чеченца. Когда начали выносить из вагонов трупы убитых и раненых пассажиров, тысячная толпа народа, при виде страшной картины, пришла в сильное негодование. Устранив железнодорожных служащих и жандармов, толпа отцепила вагон с двумя арестованными чеченцами и на себе повезла его с дебаркадера на простор.
Для восстановления порядка на вокзал, по телефону вызваны из гор. Грозного войска. Первым явился взвод казаков вверенного мне полка в составе 20 казаков, под командой хорунжего Занкисова. В это время бушующая толпа, откатив вагон на 3/4 версты от платформы, старалась сбросить его с пути под откос насыпи. Часовой милиционер, остававшийся до сего момента в вагоне, потеряв присутствие духа, соскочил с него и бросился бежать в поле. Часть толпы, по-видимому, не зная назначения его, ринулась за ним. Милиционер продолжал бежать, сделал несколько выстрелов, но, ни в кого не попал.
В это время левый дозорный только что прибывшего взвода, урядник Демченко, не зная в чем дело и видя бегущего со стрельбой чеченца, спешившись, тоже бросился через полотно железной дороги к милиционеру и стал догонять его. Милиционер, остановился,стал целиться в Демченко. Демченко тоже остановился, взяв ружье на изготовку. Последовал выстрел со стороны милиционера, но без результата. Тогда и Демченко выстрелил, ранил милиционера. Толпа народа, следовавшая за Демченко, набросилась на раненого и добила его камнями. Оставшаяся же у вагона большая часть толпы народа, вытащив из окон вагона задержанных двух разбойников, тут же их расстреляла.
Войсковой старшина Сомов (подпись).
18 октября 1905 г., ст. Грозненская.
Источники: АУП ЧР, ф. 244, оп. 3, д. 208 л. 12, 13;
РГВИА, ф. 400, оп. 3, д. 2611, л. 245 с об.
1905 г., 19 октября. – О кровавом происшествии в Грозном, Терской области 10 октября и о последовавшим затем 16 октября нападении чеченцев на почтовый отряд
Секретно.
Начальник Терского областного
жандармского управления.
19 октября 1905 г., № 2904.
В дополнении к телеграммам моим от 13-го и 17-го сего октября доношу Вашему Превосходительству подробности кровавого события, происшедшего 10-го сего октября в гор. Грозном, последствием котором явилось вооруженное нападение чеченцев на почтовый поезд Владикавказской дороги шедший из гор. Баку.
10 октября около 1-го часа дня толпа нижних чинов, призванных из-запаса, на базаре в Грозном стали насильственно расхищать с возов, приехавших на базар чеченцев, фрукты, из-за чего в начале произошла драка между чеченцами и запасными, многие чеченцы, видя надвигающуюся беду, поспешно запрягли в арбы лошадей и выехали из города, другие же не успевали это сделать, бросили все имущество, ища спасения у своих соплеменников-чеченцев имевших постоянное жительство в Грозном и занимавшихся торговлей в магазинах на базаре.
В это время в сильно увеличившейся толпе запасных, двинувшиеся к магазинам за спасавшимися чеченцами, раздавались крики «Бей, братцы, орду, из-за которой нас призвали на службу»! Запершиеся в магазинах чеченцы, желая произвести тревогу в городе, в расчете на помощь администрации, а также с целью напугать принявшихся за погром запасных, открыли стрельбу в воздух из пистолетов и револьверов; по городу же разнеслась быстро молва, что чеченцы напали на русских, вследствие чего были вызваны начальником Грозненского округа подполковником Поповым войска на базар и беспорядки были подавлены к 4 часам пополудни.
При подавлении беспорядков как администрацией, так и начальниками войсковых частей были проявлены полная нерешительность и нераспорядительность, так: вместо того, чтобы очистить базарную площадь от буйствовавшей толпы запасных и примкнувших к ним хулиганов и предложить чеченцам выйти из убежища со сдачей оружия, этого сделано не было, а войска открыли энергичный огонь по магазинам, расстреливая прятавшихся чеченцев, разыскивая их на чердаках и в подвалах, в то время как запасные и хулиганы громили и грабили на глазах у начальства магазины.
В результате к концу происшествия оказалось четырнадцать убитых и четыре раненых чеченцев и три разграбленных чеченских магазинов, со стороны же войск был убит: 1 казак Горско-Моздокского полка, два ранено – нижних чина Дагестанского пехотного полка, из которых впоследствии один умер, и два ранено милиционера. Раненых чеченцев, возможно, что было больше чем зарегистрировано, но они вероятно, скрыты родственниками.
По рассказам вполне беспристрастных очевидцев, происшествие получило крупные размеры и вызвало многочисленные жертвы, исключительно благодаря какой-то непонятной вялости и бессистемности в распоряжениях начальствующих лиц. Что же касается поведения,во всем случившемся, чеченцев можно отметить с их стороны пассивность сопротивления, в противном случае под защитой занятых ими зданий они могли бы нанести значительный урон как среди войск, так и среди буйствующей толпы, находившихся на площади.
Последствием прискорбного события с одной стороны явилось негодование благомыслящей части Грозненских жителей за зверскую, не подавленную своевременно, расправу над мирными чеченцами торговцами, с другой же стороны это же вызвало понятное раздражение против русских и жажду мести в чеченском населении.
Из Грозного последовал экстренный выезд в аулы чеченцев, проживающих до этого времени в городе, между же горожанами возникла паника в ожидании всяких ужасов отмщения со стороны чеченцев, в особенности паника эта разрослась, перекинувшись на Грозненские нефтяные промыслы, где действительно создавшееся положение крайне опасно, ввиду необеспеченности от нападений, и где для охраны потребовалась бы масса войск, при большой растянутости промыслов на 10 с лишком верст.
Если не будут теперь же приняты обеспечивающие меры, то может стать все промысловое дело, между тем при наличном числе в области войск, едва ли возможно обеспечить как промыслы, так и все русское население городов и станций имея при том ввиду, что положение станиц особенно является тревожным, вследствие отлива значительного количества мужского населения, поступившего в мобилизованные казачьи полки.
На основании изложенного нельзя не вывести заключения о настоятельной необходимости скорейшего увеличения войск в области.
Тревожные опасения жителей не замедлили оправдаться фактом вооруженного нападения чеченцев на почтовый № 3 поезд, шедший из гор. Баку, между разъездами Баташевский и Кади-Юрт, это случилось около 3 часов ночи на 11 октября, часть злоумышленников чеченцев, очевидно, следовала в поезде, т. к. один из кранов тормоза Вестингауза оказался отвернутым, вследствие чего поезд остановился и в тот же момент несколько десятков чеченцев (сколько именно их было за темнотой ночи и охвативший всех паникой подсчитать не было возможности), открывши оружейный огонь, бросились грабить почтовый вагон и пассажиров, причем было убито из ехавших в поезде 12 человек и ранено – 6, в числе последних помощник машиниста, и из почтового вагона похищено около 7,5 тыс. руб.
Воспользовавшись оплошностью грабителей, машинист, отцепив от поезда паравоз, успел на всех парах уехать на станцию Гудермес, где поднял тревогу, по которой команда казаков в экстренном поезде была отправлена на место происшествия, но около разграбленного поезда злоумышленников уже не было.
Пострадавший поезд был доставлен около 8 часов утра на станцию Грозный, где уже толпились многочисленные взволнованные и возбужденные горожане и рабочие железнодорожных депо и мастерских. Возбуждение толпы было настолько сильно, что когда прибыли из города на вокзал и. д. начальника области генерал-майор Ржевусский с начальником Грозненского округа подполковником Поповым, то все бросились к ним с бранью, упреками в неоказании администрацией защиты от убийств и грабежей, причем раздавались угрозы, готовые перейти в насилие, понудившие и. д. начальника области войти в вагон поезда,а начальника округа искать спасения в быстром отъезде в экипаже в город.
Настроение толпы достигло крайнего напряжения, когда из поезда стали выносить убитых и раненых и, в конце концов, разразилось самосудом над двумя чеченцами, доставленными в вагоны в качестве заподозренных в нападении на поезд, причем оба они были зверски убиты, а также одновременно с ними был убит и сопровождавший их часовой милиционер – чеченец.
Вызванные по телефону войска прибыли на вокзал часа два спустя, когда все было окончено, самосуд беспрепятственно совершен и генерал-майор Ржевусский успел отбыть обратно в гор. Владикавказ.
Таким образом, следует отметить, что и в этом случае администрацией не были приняты меры к предупреждению беспорядков, – с раннего утра уже на вокзале толпился возбужденный народ в ожидании пострадавшего поезда и следовало ожидать какой-либо вспышки, но на вокзале наряда от войск не было и в результате прибывший в то же утро из гор. Владикавказа в гор. Грозный и. д. начальника области едва избегнувший опасности насилий толпы, принужден был поспешно воспользоваться первым отходящим поездом и выехать в гор. Владикавказ обратно, не выполнивши цели своего приезда.
Полковник (подпись).
Источники: АУП ЧР, ф. 247, оп. 1, д. 74, л. 34–42;
ЦГИАГ, ф. 83, оп. 1, д. 59, л. 147–151 с об.
0 Комментариев