Сугаип-Мулла и его общественно-политические воззрения.

03/02/2020 0 Комментариев 51 Просмотров

    


ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:


Сугаип – мулла Белгатоевский (годы жизни 1837 - 1932) – один из наиболее почитаемых в Чечне религиозных лидеров, суфийский шейх, духовный писатель.

Сугаип-Мулла Гойсумов родился в селе Белгатой в 1837 году. Принадлежал к тейпу Белгатой. Его отец Гойсум-Мулла был духовным авторитетом во второй половине XIX века. В 50-е годы XIX века Гойсум-Мулла с семьёй переехал в село Агишты. Под наставничеством отца Сугаип получил религиозное образование. Уже в юные годы он считался непревзойденным арабистом, уже в 15 лет он знал Коран наизусть (таких в исламском обществе называют «хафиз»). Долго работал кадием (судьёй шариатского суда) Веденского и Грозненского округов Терской области. Большую часть жизни прожил в селе Шали. В 1904-1905 годах Сугаип-мулла разработал оригинальную графику чеченской письменности на основе арабского языка, называемой аджам.

Царская власть подвергла Сугаипа – Муллу репрессиям. Вместе с другими числе самых известных религиозных деятелей его в 1911 году сослали в Калугу по ложному доносу.

Поэтому не удивительно, что Сугаип – Мулла поначалу восторженно принял советскую власть, да так восторженно, что даже получил прозвище «Красный мулла». В Гражданскую войну он призывал своих соплеменников к вооружённому сопротивлению войскам Деникина, вторгшимся в Чечню. На организованном большевиками (при активном участии А.И. Микояна, К.Е. Ворошилова и С.М. Буденного) съезде чеченского народа, состоявшемся в начале 1923 года в Урус-Мартане, где была провозглашена Чеченская автономная область, Сугаип – Мулла призвал чеченцев признать большевистскую власть, которая им характеризовалась как «народная». Именно его агитация окончательно склонила чеченское крестьянство к поддержке большевиков

Впоследствии большевики в любимой манере («бей своих, чтобы чужие боялись») отблагодарили «Красного муллу». Его дважды арестовывали, в 1924 и 1928 году, конфисковали дом и личный архив, который потом затерялся в московских архивах.

Умер Сугаип – мулла в 1932 году в Шали, где и был похоронен на сельском кладбище. Ещё при жизни его почитали как святого и чудотворца. Народная молва приписывала ему сверхъестественные способности – прозорливость и умение перемещаться в пространстве необычными способами. После смерти на могиле Сугаип – Муллы возвели зиярт, по сей день являющийся местом паломничества.

Сугаип-Мулла был очень плодовитым писателем. Из-под его пера в свет вышли такие сочинения, как «Намаз на чеченском языке», «Надежда на справедливость», «Корни международного Корана», «Словарь на пяти языках».

Кроме того, Сугаип – Мулла получил известность как оригинальный мыслитель. На основании наблюдений чеченского общества, действующих в нем лиц и политических сил сформулировал концепцию иерархического общественного устройства.

Вот как он рассуждал.

общество состоит из двух слоев: высшего и низшего. К первому слою он относит народ, ко второму – рабов.

Описывая низший слой, он утверждает, что в него входит великое множество людей, разделяющихся на три типа.

Первый тип низшего слоя отличается низким ростом, непривлекательной внешностью, ограниченным умом, чрезмерной склонностью к еде, питью, сну и активному размножению. На чеченском языке он дает этим людям название «Iуьтнаш» – «чурки».

Второй тип низшего слоя – это те, кто ростом немногим превосходят первых, они энергичны, всегда шумят во время разговора, подпрыгивают на пятках. Их он называют «хардангаш» (чеч. Харданг –гортань , в переносном смысле – петушок, у которого прорезался голос), им послушны чурки. На тысячу чурок приходится один петушок.

Третий тип низшего сословия – это «бежлой», т. е. «козлы». Их характеристика такова: высоки ростом, имеют привлекательную внешность, одеваются со вкусом, не имеют своего ума, но они научились складно говорить. Им пристально внимают Iуьтнаш и хардангаш. На тысячу хардангов приходится один бож (по чеч. козёл в ед. числе).

В определенный исторический период бож оказывает влияние на хардангаш, заводит, возбуждает их, а те в свою очередь приводят в волнение Iуьтнаш. Объединившись под влиянием козлов, они устраивают смуту, потрясают страну, позорят нацию. Как видно, этот маргинальный социальный слой, по мнению Сугаип-муллы, представляет собой большую опасность для общественного развития.

Высшее сословие чеченского общества, по мнению Сугаип-муллы, делится на следующие типы: «боьрш» («мужчина»), «стаг» («настоящий человек»), «къонах» («рыцарь», «герой», «витязь»).

«Боьрш» – мужчина выражает и отстаивает интересы своего дома, двора и отвечает за состояние дел на локальном участке общества. «Стаг» – «настоящий человек» – ответственен за село, район.

«Къонах» – «герой» – ответственен за страну, край.

Он рождается в сто лет один раз, хорошо, если на один век их будет несколько.

Видя смуту, устроенную низшим сословием, осуждая их действия, высшее сословие часто самоустраняется от общественных, общенациональных дел. Пользуясь этой пассивной позицией высшего сословия, чурки, петушки и козлы устраивают безобразия, беспорядки, бесчинства.

(Составлено по рассказу Абузара Сумбулатова)

Источник: ИА "Чеченинфо"

abrek.org

Мулла чеченского полка
Знаменитые чеченцы 02 фев, 2017

Мулла чеченского полка "Дикой Дивизии"

Бейсултан (Бисолта) Тагиров, житель села Алды...

Сугаип-мулла Белгатоевский. ЖЗЛ
Знаменитые чеченцы 11 янв, 2017

Сугаип-мулла Белгатоевский. ЖЗЛ

Предки Сугаипа-муллы происходят из чеченского...

Зиярат Мани-шейха
Знаменитые чеченцы 11 янв, 2017

Зиярат Мани-шейха

Мани-шейх (Мухаммад Назиров), харачоевец по тейпу...

Чеченские хроники. 1911 г. Высылка из Чечни и Ингушетии религиозных авторитетов.
Чеченские хроники 29 дек, 2016

Чеченские хроники. 1911 г. Высылка из Чечни и

В 1911 г. в рамках борьбы с абречеством и...

Чеченские хроники. 19 в. ЖЗЛ. Гойсум-Мулла
Чеченские хроники 30 дек, 2016

Чеченские хроники. 19 в. ЖЗЛ. Гойсум-Мулла

by trk_put: Гойсум-Мулла родился и рос в...

Сугаип - мулла и абрек Зелимхан
Религиозные деятели 20 дек, 2016

Сугаип - мулла и абрек Зелимхан

В условиях колониальной военно¬политической...


Жизнеописание

ЗелимханАбрек Зелимхан. Краткое жизнеописание

Зелимхан Гушмазукаев, Зелимхан Харачоевский (январь 1872 года — 26 сентября 1913 года) — известный...

ЗелимханХронология жизни абрека Зелимхана

01. 1872 г — В с. Харачой Веденского округа родился знаменитый чеченский абрек Зелимхан...

Лента новостей

Религиозные деятелиСугаип-Мулла и его общественно-политические воззрения.

Сугаип – мулла Белгатоевский (годы жизни 1837 - 1932) – один из наиболее почитаемых в Чечне...

ВидеоИлли... Харачойн Зеламха а, цуьнан тоба а.

Илли... Харачойн Зеламха а, цуьнан тоба а. ..wmv...

Институт абречестваАбреки и имидж

В конце Кавказской войны XIX века среди чеченцев появились абреки. Как поясняют исследователи, ими...

Документы

Документы по теме "Абрек"1913 09.30 - Рапорт на имя нач. Терской области о ликвидации Зелимхана (текст)

Bашему превосходительству доношу: В ночь на 26 сего сентября, зловредный разбойник и религиозный...

Письма Зелимхана1912 - Письмо Зелимхана Наместнику ЕИВ о Булгарове (текст)

На поданное мною письмо Вы не изволили потрудиться распорядиться о принятии мер по освобождению из...

Письма Зелимхана1912 - Официальное заявление Зелимхана на имя Наместника ЕиВ (текст).

Мне стало известно из газеты " Терек", что Исмаил находится под стражею за преступление,  т.е....

Абреки

Абреки и мирПоследний самурай Хироо Онода (30 лет сопротивления)

Хироо Онода — офицер, который не поверил, что война окончилась. Как японец тридцать лет партизанил...

Чеченские абрекиАбрек Хасуха Магомадов

Хасуха Магомадов — последний абрек в СССР, участник антисоветского восстания на Северном Кавказе в...

Кавказские абрекиАбрек Хадо Ханикашвили

В свое время в Закавказье дерзко орудовал опытный налетчик Хадо Ханикашвили. Он происходил из...

СМИ о нас

СМИ о проекте АбрекВ Интернете появился сайт посвященный Абреку Зелимхану Харачоевскому

 Недавно в Интернете появился интересный проект, посвященный знаменитому чеченцу. Сайт, который...

СМИ о проекте АбрекАбреку Зелимхану Харачоевскому посвятили сайт

Наверное, в Чечне, да и на всем Северном Кавказе не будет человека, который не слышал про движение...

СМИ о проекте АбрекСайту о Зелимхане Харачоевском исполняется год

Наверное, в Чечне, да и на всем Северном Кавказе, не будет человека, который не слышал бы про...

Хроники "Ч"

Хроники "Ч"2015 г. 30 причин (из 600) Р. Кадырова в китайском вопросе...

Буквально год с лишним назад (в 2015 - ом) в новостных лентах появились сообщения о том, что РОФ...

Хроники "Ч"1937 - 1960 гг.. НКВД и реабилитция "Петимат".

С позиций сегодняшнего дня пьеса "Петимат" (да и все творчество С. Бадуева в целом) смотрится...

Мы в соцсетях

 checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru

Видео "Абрек"

Обсуждают в сети

Последние файлы

Книги (файлы)А. Килиматов. Кокурхой – история, факты и документы

Книга «Кокурхой — история, факты, документы» - исследование, посвященное ингушскому роду Кокурхой....

Книги (файлы)Гудаев Л.Р. "Абрек Зелимхан: Факты и документы". 2-ое издание. 2017 г.

Абрек Зелимхан: Факты и документы. Второе переработанное и расширенное издание. / - Грозный: АО...

Рекомендуем

Реклама на Checheninfo

Читаемое

АудиоЗелимхан. гр. "Президент" MP3

 Музыкальная композиция "Зелимхан в исполнении группы "Президент" . г. Грозный. MP3...

ПамятникНохчийн или просто Чечня. Зелимхан Харачоевский. Фоторепортаж

Зелимхан родился в конце 19 века в ауле Харачой. Он был самым обычным человеком, но произошло...

Партнеры

Комментируемое

АудиоЗелимхан. гр. "Президент" MP3

 Музыкальная композиция "Зелимхан в исполнении группы "Президент" . г. Грозный. MP3...

СМИ о проекте АбрекСайту о Зелимхане Харачоевском исполняется год

Наверное, в Чечне, да и на всем Северном Кавказе, не будет человека, который не слышал бы про...