Сугаип - мулла и абрек Зелимхан
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
В условиях колониальной военно¬политической системы, установившейся в Чечне во второй половине Х1Х в., активизируется абреческое движение. Что следует рассматривать как важнейший показатель обострения противоречий между установившейся в крае царской властью, ее управлением горцами и самими горцами, протестовавшими в различных формах против угнетения. В этой борьбе отражался социально-политический протест горской бедноты против засилья царских чиновников.
По мнению А. Цаликова, кавказские разбойники или абреки - разбойники поневоле. Их рассматривают как зверей в образе людей, рисуют на них протоколы и обвинительные акты. Но таких разбойников «зверей на Кавказе» нет. А на самом деле они жертвы темперамента, аффекта, кровавых еще диких народных обычаев, это жертвы общественной и административной несправедливости.
Одним из таких «разбойников» был Зелимхан Харачоевский, который на бытовой почве превратился в абрека, преследуемого царскими карательными отрядами. Начало его абречества связано с тем, что на почве кровной мести подвергся аресту и заточению в Грозненскую тюрьму. С побега начинается его длительная эпопея, личная жизненная и семейная трагедия, конфликт с властью, формирование психологии мстителя, находящегося под ударами кровников и власти, угнетавшей про¬стых горцев, совершавшей карательные экзекуции чеченских сел, за укрывательство разбойника Зелимхана. Он приобретает ореол народного мстителя, поскольку предупреждал насильников народа, грабил грабителей и раздавал народу захваченное добро купцов, помещиков, чиновников.
Он получал поддержку у мусульманского духовенства. Главнокомандующий Кавказскими войсками Кавказского военного округа делает распоряжение о высылке из пределов Кавказа в Калужскую губернию на пять лет с семьями: Бамат-Гирей-Хаджи Митаева, Сугаип-муллу Гойсумова, Чимирзу-Хаджи, Батал-Хаджи Белхароева, Кана-Хаджи, Абдул-Азиза Шаптукаева, Магома-муллу и Омар-Хаджи из Андии. Интересна мотивация высылки: как наиболее влиятельных представителей (шейхов) мусульманской секты «Зикра», вредных для общественного порядка и спокойствия и вмес¬те с тем способствующих разбойнической деятел¬ности Зелимхана.
В преданиях, бытующих среди последователей Сугаип-муллы, говорится, что в 1905 г. он имел переписку с эсерами, которые пытались привлечь его на свою сторону. Его приглашали во Владикавказ и в Ростов-на-Дону, но он отказывался от встреч.
Перед ссылкой в Калугу умирает его жена, чтобы не отправлять одного в ссылку, его женят на девушке из Чечен-аула тайпа гуной по фамилии Дукаева. В 1911 г. за участие в выступлениях против власти Сугаип-мулла с семьей и вместе с другими религиозными авторитетами был выслан в Калугу за пособничество абреку Зелимхану. Сугаип-мулла и его жена Патимат, как сообщается в документах архива Калужской области, 19 апреля 1912 г. по предписанию Губернского правления попадают под надзор полиции.
Находясь в Калуге, Сугаип-мулла и Бамат- Гирей-Хаджи, подают прошение на имя наместника его императорского величества на Кавказе о разрешение вернуться в Чечню. 19 августа 1914 г. от Канцелярии Начальника Терской области Полицмейстеру Калужской области поступает письмо с сообщением, что их прошение «оставлено без удовлетворения, ввиду не имения к тому уважительных причин».
Абреческое движение, достигшее своего апогея под руководством Зелимхана, несмотря на его подавление, не было окончательно преодолено. Отношения между царской властью и горцами были проблемными. Ситуация на Кавказе обостряла нерешенность земельного вопроса, безземелье, угнетение горцев.
Извлечние из В.Х. АКАЕВ, М.Д. СОЛТАМУРАДОВ. "Сугаип Мулла Белготоевский: жизнь, деятельность и религиозно философские воззрения."
0 Комментариев