Опознание Зелимхана
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
На теле убитого 26 сентября Зелимхана насчитали 17 ранений. При нем оказались: трехлинейная вин¬товка, значившаяся за Дагестанским конным полком, револьвер «Браунинг», кинжал в серебряной оправе, два патронташа с 20 годными патронами, так как остальные были побиты пулями команды, бинокль, три письма на арабском языке и молитвенник.
На месте всем раненым была оказана первоначальная медицинская помощь сотенным ветеринарным фельдшером, а затем и прибывшим врачом отряда Холодовским, после чего командир Кибиров и юнкер Гебеков как тяжело раненые 27 сентября были отправлены в Грозненский лазарет, а легко раненые два всад¬ника остались в строю. По другим архивным данным, в частности, по показаниям Штольдера, 27 сентября в лазарет отвезли Гебекова, а Кибирова как офицера, командовавшего успешно завершенной операцией, на автомобиле доставили во Владикавказский госпиталь, согласно же телеграмме штаб-ротмистра Федорова, оставленного замещать Кибирова в качестве коман¬дира полусотни, — раненого поручика отправили во Владикав¬каз поездом в сопровождении врача Холодовского.
Тело Зелимхана перевезли в Шали, где начальником Веден¬ского округа Караловым в присутствии участкового начальни¬ка Шевченко и понятых был предъявлен для опознания. Дочь Зелимхана Мусульмат 14 лет, его невестка Дзезаг 28 лет, стар¬шина сел. Харачой Махматхан Асхабиев, лично знавший абрека, стражник Терской охранной стражи, житель сел. Анди Хамут Ибрагимов, стражник чеченской охранной стражи, житель сел. Дышни-Ведень Гела Алатаев, житель сел. Махкеты Майк Джамалдиев и около 10 кровников абрека (фамилии опущены — авт.) утвердительно заявили, что убитый есть Зелимхан Гушмазукаев,которого они опознают по лицу и особым приметам. Правительственный старшина Асхабиев при предъявлении ему оружия и личных вещей также признал за его вещи — кинжал, револьвер «Браунинг», бинокль и пояс. Далее он пояснил, что кинжал был отобран Зелимханом у гехинца в 1911 году, а пояс снят с убитого им еще в 1905 году армянина в Хасав-юртовском округе.
После этого к Зелимхану были допущены фотографы, которые сделали ряд снимков для прессы и следственных органов: один — абрека самого в отдельности и другой — в окружении всадников Терского казачьего войска.По распоряжению начальника Веденского округа с разре¬шения судебных властей Зелимхан был погребен 27 сентября 1913 года на Шалинском кладбище.
Своеобразным кумиром Зелимхана был Шамиль и во всем хотел походить на него. Особенно в последние годы, когда посещения его ростовскими анархистами-террористами стал считать возможным народное восстание вследствие растущего недовольства чеченцев и ингушей. Об этом говорят вещи, которые были обнаружены в трофейной кожаной сумке Зелимхана, оставленной им после столкновения с командой всадников штабс-ротмистра Доногуева в ночь с 15 на 16 сентября 1911 года, среди которых были фотографии Шамиля во время молит¬вы, вместе с сыновьями, Шамиля с наибами и другие.
Среди дознавательных показаний о ликвидации Зелимхана есть и такие, в которых помимо описания того, как это происходило, дается оценка ему как абреку, называются причины популярности и трагизм его как протестующей личности. Вот что пишет тот же начальник Веденского округа князь Каралов, заступивший на эту должность двумя годами раньше, начальнику Терской области Флейшеру: «Донося об изложенном, счастлив доложить Вашему Превосходительству, что самоотверженная и неутомимая борьба с зловредным разбойником Зелимханом и его шайкой... увенчалась полным успехом, освободив верноподданный чеченский народ от тягчайших бед и несчастий, причиняемых злейшим врагом народа Зелимханом».
Ю.В. Хоруев. Абреки на Кавказе
0 Комментариев