Главная > Зелимхан Харачоевский > Опознание Зелимхана

Опознание Зелимхана


18.-12.-2016, 16:37. Разместил: abrek

Шали 26.10.1913На теле убитого 26 сентября Зелимхана насчитали 17 ранений. При нем оказались: трехлинейная винтовка, значившаяся за Дагестанским конным полком, револьвер «Браунинг», кинжал в серебряной оправе, два патронташа с 20 годными патронами, так как остальные были побиты пулями команды, бинокль, три письма на арабском языке и молитвенник.

 На месте всем раненым была оказана первоначальная медицинская помощь сотенным ветеринарным фельдшером, а затем и прибывшим врачом отряда Холодовским, после чего командир Кибиров и юнкер Гебеков как тяжело раненые 27 сентября были отправлены в Грозненский лазарет, а легко раненые два всадника остались в строю. По другим архивным данным, в частности, по показаниям Штольдера, 27 сентября в лазарет отвезли Гебекова, а Кибирова как офицера, командовавшего успешно завершенной операцией, на автомобиле доставили во Владикавказский госпиталь, согласно же телеграмме штаб-ротмистра Федорова, оставленного замещать Кибирова в качестве командира полусотни, — раненого поручика отправили во Владикавказ поездом в сопровождении врача Холодовского.

Тело Зелимхана перевезли в Шали, где начальником Веденского округа Караловым в присутствии участкового начальника Шевченко и понятых был предъявлен для опознания. Дочь Зелимхана Мусульмат 14 лет, его невестка Дзезаг 28 лет, старшина сел. Харачой Махматхан Асхабиев, лично знавший абрека, стражник Терской охранной стражи, житель сел. Анди Хамут Ибрагимов, стражник чеченской охранной стражи, житель сел. Дышни-Ведень Гела Алатаев, житель сел. Махкеты Майк Джамалдиев и около 10 кровников абрека (фамилии опущены — авт.) утвердительно заявили, что убитый есть Зелимхан Гушмазукаев,которого они опознают по лицу и особым приметам. Правительственный старшина Асхабиев при предъявлении ему оружия и личных вещей также признал за его вещи — кинжал, револьвер «Браунинг», бинокль и пояс. Далее он пояснил, что кинжал был отобран Зелимханом у гехинца в 1911 году, а пояс снят с убитого им еще в 1905 году армянина в Хасав-юртовском округе.

После этого к Зелимхану были допущены фотографы, которые сделали ряд снимков для прессы и следственных органов: один — абрека самого в отдельности и другой — в окружении всадников Терского казачьего войска.По распоряжению начальника Веденского округа с разрешения судебных властей Зелимхан был погребен 27 сентября 1913 года на Шалинском кладбище.

Своеобразным кумиром Зелимхана был Шамиль и во всем хотел походить на него. Особенно в последние годы, когда посещения его ростовскими анархистами-террористами стал считать возможным народное восстание вследствие растущего недовольства чеченцев и ингушей. Об этом говорят вещи, которые были обнаружены в трофейной кожаной сумке Зелимхана, оставленной им после столкновения с командой всадников штабс-ротмистра Доногуева в ночь с 15 на 16 сентября 1911 года, среди которых были фотографии Шамиля во время молитвы, вместе с сыновьями, Шамиля с наибами и другие.

Среди дознавательных показаний о ликвидации Зелимхана есть и такие, в которых помимо описания того, как это происходило, дается оценка ему как абреку, называются причины популярности и трагизм его как протестующей личности. Вот что пишет тот же начальник Веденского округа князь Каралов, заступивший на эту должность двумя годами раньше, начальнику Терской области Флейшеру: «Донося об изложенном, счастлив доложить Вашему Превосходительству, что самоотверженная и неутомимая борьба с зловредным разбойником Зелимханом и его шайкой... увенчалась полным успехом, освободив верноподданный чеченский народ от тягчайших бед и несчастий, причиняемых злейшим врагом народа Зелимханом».

Ю.В. Хоруев. Абреки на Кавказе


Вернуться назад