Атаман буйного Терека. Михаил Караулов: от триумфа до расстрела
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
На вокзальной площади собралась многотысячная толпа. Радостные лица, возбужденный гомон. Красные банты на лацканах пиджаков, курток, френчей. На перроне торжественно выстроились официальные делегаты от всевозможных организаций: представители совета рабочих депутатов, совета солдатских депутатов, совета офицерских депутатов, члены гражданского комитета, представители французской и бельгийской колоний, офицеры местного гарнизона, делегаты от казаков, руководители городских учреждений, лидеры партий и прочие деятели. Тут же расположились военный оркестр и почетный караул из казаков запасной сотни. Прибывший поезд был украшен красным флагом, укрепленным прямо на крыше паровоза. При приближении поезда оркестр заиграл «Марсельезу», войска взяли «на караул». В толпе раздались восторженные крики «Ура!»
Поезд остановился. Из первого вагона вышел плотный человек среднего роста, в военной форме без знаков различия. Непокорный светло-русый чуб выбивался из-под казачьей фуражки, серо-голубые глаза глядели весело и решительно.
Поприветствовав официальных делегатов, прибывший подошел к казакам и, приветливо улыбнувшись, громко сказал:
Выйдя на площадь, комиссар обратился к встречающей толпе с речью. Он передал привет от Государственной Думы и Временного правительства, говорил о восстании в Петрограде, об измене, которая жила в самой царской семье. Старое правительство вело Россию к гибели. Новая власть спасет и возродит страну. В заключение комиссар от имени Думы и Временного правительства призвал народ к полнейшему единодушию и солидарной работе.
13 марта 1917 года, в понедельник ликующий Владикавказ восторженно встречал депутата Государственной Думы, члена Временного комитета Государственной Думы, комиссара Временного правительства в Терской области Михаила Александровича Караулова.
Начало пути: ученый и офицер
Михаил Караулов родился в 1878 году в семье казака, потомственного дворянина, уроженца станицы Тарской Сунженского отдела Терской области. Отец служил во Владикавказе землемером. Здесь Михаил учился во Владикавказской мужской гимназии, из которой в 1892 году перевелся в Екатеринодарскую гимназию. Во всех классах Михаил был одним из первых учеников, и в 1897 году окончил школу с золотой медалью. В том же году он отправился в Санкт-Петербург, где поступил на историкофилологический факультет Петербургского университета, по отделению словесности.
Михаил особенно интересуется казачьим фольклором. Во время каникул студент-филолог ездит по казачьим станицам, собирает местные байки, записывает песни. По окончании учебы Караулов написал исследовательскую работу о специфике говора терско-гребенских казаков, за которую получил Большую Серебряную медаль. Работа молодого филолога была высоко оценена специалистами и издана отдельной книгой. Но тут подающий большие надежды ученый неожиданно резко меняет профессию: в 1901 году Караулов добровольно поступил вольноопределяющимся в 1-й Кизляро-Гре-бенской полк, и по окончании учебной команды произведен в младшие урядники. В апреле
1902 года Михаил был командирован в Николаевское кавалерийское училище - одно из наиболее привилегированных и престижных военных учебных заведений императорской России. Он сдал экстерном экзамен на офицерский чин, и уже в августе был произведен в хорунжии. Караулов служил в 1-м Сунженско-Вла-дикавказском полку, с которым в 1904 году был отправлен на Дальний Восток. В январе 1904 года там вспыхнула русско-японская война. Караулов сражается на фронте, возглавляет пулеметную команду. Его боевые соратники -подполковник Деникин, штабс-ротмистр барон Врангель, сотник Шкуро. Пройдут годы, и имена этих молодых офицеров станут известны всей стране.
Русско-японская война была позорно провалена царскими генералами. После демобилизации осенью 1905 года Караулов в чине сотника (кавалерийское звание, соответствующее чину армейского поручика) вернулся в родной Владикавказ. Он вновь занимается исследованиями казачьего фольклора и истории, вместе с группой энтузиастов-единомыш-ленников Караулов создает общественный казачий музей.
Скоро Караулов сблизился с группой молодых казаков, недовольных засильем старорежимных генералов и мечтавших о проведении прогрессивных реформ. В этот кружок входили сотрудник областного правления Георгий Вертепов, учитель Валентин Абрамов, публицист Евгений Максимов (М. Слобожанин). В 1906 году они добились учреждения во Владикавказе еженедельника «Казачья неделя», который стал трибуной защиты казачьих вольностей и интересов. Редактором еженедельника был Михаил Караулов.
За короткий срок Караулов сумел завоевать авторитет и уважение не только во Владикавказе, но и всего казачьего населения области. В начале 1907 года казаки выдвинули редактора «Казачьей недели» кандидатом в депутаты Государственной Думы.
Депутат
6 февраля 1907 года на областном избирательном собрании Михаил Караулов был избран депутатом Второй Государственной Думы от казачества Терской области. Вторую Думу, заседания которой проходили с февраля по июнь 1907 года, прозвали «Думой народного гнева». Депутаты-социалисты, сидевшие в левой части зала, резко критиковали произвол царских властей, коррумпированность бюрократии, сам принцип самодержавия. Националисты и черносотенцы, занимавшие кресла с правой стороны, яростно защищали самодержавие. Кадеты, чьи места находились в центре зала, требовали проведения прогрессивных реформ.
Караулов занял место между кадетами и трудовиками (правыми социалистами). Отвечая в думской анкете на вопрос о своих политических взглядах, он написал: «демократ-монархист». И, подумав, приписал: «Учредитель Казачьей партии, не подходящей вполне ни к одной из общепризнанных партий». Казачью партию, правда, Караулов не создал, зато стал одним из организаторов и лидеров Казачьей группы Государственной Думы. Эта группа объединяла депутатов-казаков, избранных от всех казачьих областей России.
По большинству вопросов Караулов примыкал к кадетской фракции. В той же фракции состоял и другой депутат Думы от Терской области - учитель Таштемир Эльдарханов из Чечни. Остались свидетельства сотрудничества Караулова и Эльдарханова в думской комиссии по местному управлению и самоуправлению. Их подписи стоят под рядом законопроектов (о выборности мировых судей, о введении земского самоуправления на Северном Кавказе и пр.) и думских запросов.
Основным вопросом Второй Думы была аграрная реформа. Свои проекты предлагали кадеты, трудовики, эсеры, социал-демократы. Выступил со своим предложением и Караулов. В его законопроекте предлагалось реализовать принцип «муниципализации» земель, то есть конфисковать помещичьи и монастырские земли и передать их в распоряжение местных органов самоуправления, избранных населением. «...Пока широкое самоуправление не будет введено, дело не подвинется, - говорил Караулов на заседании 5 мая 1906 года. -Единственный путь - это путь закона. Пока у нас перо в руках, мы должны писать законы, а не обращаться к дубине произвола. Дубина от нас никогда не уйдет». Любопытно, что карауловский проект был близок к предложению социал-демократов, которое разработала группа видных деятелей РСДРП во главе с «патриархом» русских марксистов Георгием Валентиновичем Плехановым. Вторая Дума просуществовала недолго. Царское правительство, недовольное оппозиционными выступлениями, 3 июня 1907 года распустило депутатов. По инициативе премьера Столыпина были введены антидемократические поправки к закону о выборах.
Караулов вернулся во Владикавказ. Здесь он редактирует владикавказский ежегодник «Терский календарь», выпускает литературно-исторический журнал «Терский сборник», в котором собраны разнообразные исторические сведения о прошлом казаков и их соседей - горцев. Эти материалы и по сей день представляют большой интерес для исследователей.
В 1909 году вместе с друзьями-единомыш-ленниками Караулов создал Терское общество любителей казачьей старины, которое собирало исторические материалы и пропагандирует историю Терских казаков. С 1911 года общество издавало «Труды Терского общества любителей казачьей старины», в которых охотно сотрудничал и Караулов. Одновременно Михаил Александрович продолжал заниматься общественной деятельностью. Он избирается почетным мировым судьей, входил в число попечителей Терского станичного кредитного товарищества.
Оппозиционер
Выступления в «мятежной» Думе и связь с владикавказскими оппозиционерами не прошли мимо внимания царской охранки. После Февральской революции выяснилось, что в архиве Владикавказского жандармского отделения бывший депутат значился в числе «неблагонадежных» лиц.
Летом 1912 года в России состоялись выборы в очередную, Четвертую Государственную Думу. Депутатом от Терского казачьего войска вновь был избран Михаил Караулов. Заседания Четвертой Думы проходили с ноября 1912-го по февраль 1917 года. Караулов стал секретарем Казачьей группы, вошел в состав нескольких парламентских комиссий: по запросам, по военным и морским делам, по делам старообрядцев, по участию Думы в ознаменовании 300-летнего юбилея Дома Романовых.
В августе 1915 года депутаты из фракций кадетов, октябристов, прогрессистов, националистов и ряд независимых депутатов основали Прогрессивный блок. Эта широкая парламентская коалиция требовала отставки царского правительства и создания «министерства общественного доверия», ответственного перед Думой. Караулов стал одним из видных ораторов Прогрессивного блока. В стенограммах Думы сохранились записи его речей в защиту образования, за сокращение срока действительной военной службы казаков, об изменении избирательного законодательства, о произволе царской администрации в Сибири и на Кавказе, даже по проблемам российской истории.
Депутат говорил резко и эмоционально. Так, в одном из выступлений он решительно раскритиковал выступление тогдашнего министра народного образования графа Игнатьева, заявившего, что предпочитает, чтобы дети в школе были «менее разносторонне развитыми», даже «отсталыми», но лишь бы они верили своему начальству и родителям. «Я удивляюсь, господа, что не все вы единодушно возмущены тем тоном, каким говорил с этой кафедры министр, тем тоном злорадства, который ясно был слышен, когда он повествовал о развале средней школы», - произнес Караулов на заседании 6 февраля 1913 года. Речи «демократа-монархиста» очень не нравились правой части парламента. Черносотенный депутат Марков 2-й, известный своими хулиганскими и провокационными выходками (что-то вроде Жириновского того времени), в оскорбительном тоне отозвался о «казаке, идущем влево». В ответ Караулов пообещал отстегать провокатора казачьей ногайкой. С тех пор Марков поостерегся задевать честь вспыльчивого депутата.
15 марта 1913 года. - Этот вопрос еще вносится теперь, только в Четвертую Государственную Думу, а между тем они уже более 50 лет находятся под властью русского престола».
Караулов был автором парламентского запроса о создании специального Духовного управления для мусульман Северного Кавказа; он поддерживал проекты введения земского самоуправления в Терской и Кубанской областях, С началом Первой мировой войны Караулов подал прошение на Высочайшее имя о разрешении ему как офицеру отправиться на фронт. Уже 4 августа 1914 года он был на фронте в составе Кизляро-Гребенского полка. В следующем году Караулов был назначен командиром 3-го санитарного отряда Государственной Думы, во главе которого отправился на Кавказский фронт. Позже представитель Терского казачества был отозван в Петроград, где возглавил Общеказачью организацию по оказанию помощи казакам-воинам. Во время войны Караулов получил очередное звание есаула - казачий чин, соответствующий званию ротмистра в кавалерийских войсках.
Читать дальше - 2 стр.
0 Комментариев