Атаман буйного Терека. Михаил Караулов: от триумфа до расстрела
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
Революционер
23-25 февраля 1917 года в Петрограде начались волнения, которые из-за нелепых и провокационных действий властей и полиции в считанные дни переросли в настоящий мятеж. Перепуганные сановники убедили императора подписать указ о роспуске будто бы «мятежной» Думы. Это только разожгло восстание в Петрограде. Правительство бежало, полицейские попрятались по квартирам, войска вышли из повиновения. Столица Российской державы оказалась во власти революционной толпы.
27 февраля в Полуциркулярном зале Таврического дворца собрались депутаты распущенной Думы. Здесь были председатель Думы Михаил Родзянко, лидер кадетов профессор Петр Милюков, глава октябристов Александр Гучков, председатель трудовой группы Александр Керенский, лидер социал-демократов Николай Чхеидзе, глава националистов Василий Шульгин и другие самые известные политические деятели России того времени. Ораторы говорили о необходимости принятия мер к прекращению беспорядков и предлагали обратиться за помощью к главе царского правительства князю Голицыну.
В этот момент с места поднялся Караулов.
Это выступление изменило настроение депутатов. Было решено создать временный правительственный орган - Временный комитет Государственной Думы. Председателем Временного комитета стал глава Думы Родзянко, в состав вместе с Милюковым, Керенским, Чхеидзе, Гучковым, Шульгиным вошел и Михаил Караулов.
На следующий день, казачьему депутату удалось распропагандировать казаков из царского Конвоя. Утром 1 марта конвойцы явились к Таврическому дворцу, вызвав небольшую панику среди заседавших там депутатов. К бойцам вышел Караулов. Он разъяснил казакам значение происходящей революции и призвал примкнуть к восставшему народу «Конвойцы выразили свое согласие громовым восторженным «ура», покрывшими речь Караулова, - вспоминал очевидец тех событий. - По его предложению команда немедленно отправилась в казармы для ареста офицеров, еще оставшихся на стороне старой власти». Караулову была поручена организация охраны столицы от беспорядков и провокаций. В Петрограде ходили упорные слухи, что жандармы и полицейские установили пулеметы на чердаках и готовятся утопить мятежную столицу в крови.
1 марта на стенах петроградских домов появились листки со следующим объявлением: «Арестованных чинов наружной, тайной полиции и жандармерии надо доставлять в отделение комендатуры в манеж Кавалергардского полка. Член временного комитета М. Караулов». Став первым военным комендантом российской столицы, Караулов организовал проверки «подозрительных» чердаков. Дворникам и управляющим домами было предписано обыскать все чердаки и крыши. Комендант остановил стихийные погромы полицейских участков и убийства жандармов и городовых. В это время влияние энергичного и решительного «градоначальника от революции» стало столь велико, что некоторые коллеги стали опасаться диктаторских замашек Караулова. Так, лидер националистов Шульгин всерьез считал, что Караулов может «арестовать всех и объявить себя диктатором». Впрочем, сам Михаил Александрович ни о каком диктаторстве даже не думал. Все его мысли были о родной Терской области, об устройстве новой жизни в казачьих станицах. Он ждал вестей из Владикавказа.
2 марта 1917 года император Николай Второй под давлением генералов отрекся от престола в пользу своего младшего брата, великого князя Михаила Александровича. На следующий день в Петрограде, на квартире князя Путятина члены Временного комитета Думы встретились с новым императором. В этой встрече участвовал и Караулов. Результатом переговоров был отказ великого князя от престола и передача высшей государственной власти Думе и созданному ею Временному правительству
Доложить депутатам об отречении императора и его брата от престола и о формировании первого российского республиканского правительства выпало Караулову. На следующий день петроградские газеты поместили сообщение под заголовком «Отречение от престола». Оно начиналось словами: «Депутат Караулов явился в Думу и сообщил, что государь Николай II отрекся от Престола.»
Триумфатор
Постепенно жизнь в Петрограде входила в нормальное русло. Но столица - это еще не вся Россия. Многие депутаты выехали в свои избирательные округа для того, чтобы на местах организовать новую власть и новые порядки. Почувствовал тягу в родные края и Михаил Караулов. 7 или 8 марта он получил телеграмму из Владикавказа, от своего младшего брата Петра: «Распорядительный комитет войскового собрания Терского войска и Совет Общества любителей казачьей старины единогласно постановили всецело принять и поддержать программу Временного правительства и приступить к организации казачьего населения для спокойного участия в выборах в Учредительное собрание». Несколько дней спустя Караулов принял пост комиссара Временного правительства в Терской области и выехал во Владикавказ.
О триумфальном приеме комиссара в терской столице мы писали выше. Говорят, что оказавшись в атаманском дворце, Караулов выглянул в окно и, взглянув на ликующую, приветствующую его многотысячную толпу, вдруг тихо и как-то грустно сказал спутникам: - Сегодня они кричат «ура!», а завтра, может быть, будут кричать: «распни его!». Спутники недоверчиво заулыбались: дескать, господин комиссар изволит шутить. Но Караулову было не до смеха.
Первое время все шло как по маслу. Комиссар утвердил нового начальника области полковника Михайлова и состав областного гражданского комитета, совершил поездку по округам и отделам Терской области, где прежних царских военных администраторов заменили присяжные поверенные и инженеры. Особой заботой комиссара было казачество. На следующий день после прибытия Караулова, 14 марта во Владикавказе открылся Первый войсковой круг Терского казачества. Его основная идея была сформулирована самим комиссаром: «чтобы казачество само ведало своим добром». Форум принял Положение о хозяйственном управлении казаков, решил сформировать новое казачье самоуправление и избрать войскового атамана. Кандидатура лидера не вызывала сомнений.
16 марта Караулов единогласно (168 -«за», ни одного - «против») был избран войсковым атаманом Терского казачьего войска. В состав сформированного кругом Войскового хозяйственного правления вошли близкие соратники и единомышленники Михаила Александровича - есаул Лев Медяник, директор Владикавказской учительской семинарии Валентин Абрамов, служащий областного правления Георгий Вертепов и др. Заместителем атамана единогласно был избран Медяник.
Торжественная церемония вступления в должность нового атамана состоялась на следующий день, около трех часов дня. Перед депутатами круга и многочисленными гостями встали Караулов и старейший терский казак, полковник Скороходов. Последовала команда: «смирно!». Из атаманского дворца вынесли булаву - символ власти атамана. Полковник Скороходов, напомнив собравшимся историю Терского казачьего войска, пожелал казакам «благополучия в новой свободной жизни».
Новый войсковой атаман снял папаху и опустился на колени. Скороходов поднял атамана с колен и вручил ему булаву, которую тот поцеловал. Раздалось громовое «ура!» Делегаты бросились к атаману, подхватили его и стали качать. Когда круг успокоился, Караулов обратился к делегатам со словами благодарности:
Ничего больше он сказать не успел. Казаки вновь подхватили атамана и внесли его во дворец.
Читать дальше - 3 стр.
0 Комментариев