Атаман буйного Терека. Михаил Караулов: от триумфа до расстрела
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
Атаман
Идиллия, однако, продолжалась недолго. Уже через месяц между комиссаром-атаманом и социалистами, засевшими в городских советах, солдатских, рабочих, железнодорожных, гарнизонных и прочих комитетах, стали возникать недоразумения. Караулов считал, что революция закончилась, свобода и права завоеваны для всех граждан, настало время навести порядок и строить новую жизнь. Социалисты же стремились «углублять» и «расширять» революцию, призывали к продолжению борьбы, выискивали «контрреволюционные заговоры» и «посягательства на права трудового народа». Их энергия была огромна, но она носила исключительно разрушительный характер, ничего созидательного в ней не было.
Мало-помалу, размолвки и недоразумения между Карауловым и социалистами привели к отчуждению и даже конфликтам. На одном из заседаний владикавказского совета рабочих депутатов, когда социалисты стали возмущаться попыткой областного комиссара ограничить проведение массовых митингов вне помещений определенными, (впрочем, весьма широкими) рамками, большевичка Елена Полонская ехидно посоветовала «тем товарищам, которые несли Караулова на руках со станции, отнести его с теми же почестями обратно на станцию».
С 27 апреля по 3 мая 1917 года во Владикавказе прошел Второй войсковой круг Терского казачества. Делегаты утвердили принципы казачьего самоуправления в Терской области. Было решено, что всеми делами Войска управляет Войсковой круг, выбираемый всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием казачьим населением. Одновременно в терской столице собрался Первый горский съезд, заседания которого проходили с 1 по 7 мая. Первым с приветствием к горским делегатам обратился Михаил Караулов.
искреннюю готовность к братскому с вами единению. (Здесь речь Караулова прервали аплодисменты.) Настала пора, когда и вы, горцы, имеете возможность устроить свою жизнь так, как вы сами этого хотите. Казаки уже не будут вмешиваться в ваши дела; они решили теперь устраивать только свою судьбу, и я надеюсь, что в учредительном собрании мы, казаки, пойдем вместе с вами, горцами.
Караулов и коснулся самой больной для горцев проблемы - земельного вопроса. «Земли ваши, леса ваши, объявленные казенными, теперь, конечно, должны принадлежать вам, как истинным собственникам», - заявил оратор. А 5 мая по предложению Караулова состоялось Совместное заседание делегатов Горского съезда и Войскового круга.
Между тем ситуация в Терской области все более обострялась. Главными возмутителями спокойствия были солдаты тыловых гарнизонов, распропагандированные социалистами. Пьяные, расхристанные, матерящиеся и лузгающие семечки вояки шатались по улицам городов, затевая драки, приставая к женщинам, грабя состоятельных прохожих. Социалисты, которые благодаря поддержки этих солдат стали господами положения в городах Кавказа, объявили буйствующих дезертиров «цветом народных сил» и «защитниками завоеваний революции». Они всячески противились восстановлению дисциплины в армии, а робкие попытки навести порядок в гарнизонах тут же истерически объявляли «вылазками контрреволюции».
Вскоре начались погромы. 15 апреля пьяные солдаты устроили азербайджанский погром в Карсе. Затем столкновения произошли в Дарг-Кохе, Аргуне, Беслане, на станции Котляревская. 10 мая массовый погром вспыхнул в Грозном. С криками «бей чеченов!» солдаты и примкнувшее к ним городское отребье громили дома и магазины, грабили лавки, избивали попавшихся на улице горцев. Несколько человек были застрелены на месте. Военные командиры и гражданские власти оказались не в состоянии унять разбушевавшуюся толпу. Лишь к вечеру в городе удалось восстановить порядок. Самый страшный погром произошел во Владикавказе. 6 июля почти сутки город оказался во власти пьяной, разгоряченной кровью толпы. Озверевшие солдаты и люмпены двинулись на Шалдон - район, где проживало много ингушей.
Один из свидетелей владикавказского погрома описал страшную картину зверств: «Людей убивали самым жестоким образом -прикладами, штыками, камнями, каблуками, так что было форменное надругательство над человеческой личностью озверевших солдат: разбитые черепа, вывалившиеся мозги, обезображенные до неузнаваемости лица и мародерство». Жертвами кровавой вакханалии стали 6 человек. Были раны 45 человек, десятки избиты, более 100 ограблены.
Была создана специальная комиссия для расследования погрома и привлечения виновных к ответственности. Однако работа комиссии была сорвана. Убийцы и мародеры остались безнаказанными. А погромы и столкновения продолжались. В июле случился погром в Хасавюрте, нападение у села Сарахтиновское, столкновение близ хутора Таврический. 10 августа новый погром произошел во Владикавказе, на следующий день вспыхнула перестрелка между горцами и солдатами в Беслане. И так далее, и тому подобное. Эти конфликты грозили ввергнуть многонациональную Терской область в межнациональную войну. Надо было спасать Терек от буйства дезертиров.
Заговорщик
13 июля 1917 года атаман Караулов направил главнокомандующему Кавказским фронтом телеграмму, в которой ходатайствовал о подчинении ему «на правах особого начальника» всех расположенных в области войск, ополченских войсковых частей и особых казачьих сотен. «Этого настоятельно требует переживаемое областью тревожное время, близкое к положению войны или, в лучшем случае, вооруженному миру», - утверждал атаман. Телеграмма обеспокоила командование Кавказского фронта. Тифлисские генералы опасались, что молодой и решительный атаман использует войска против горцев и тем самым спровоцирует межнациональный конфликт. Против подчинения войск Караулову высказались также Особый Закавказский комитет и штаб Кавказского военного округа. В итоге командование отвергло просьбу Караулова.
Однако атаман не складывал рук. Он отправился в Петроград, встречался с чиновниками из Военного министерства, вел какие-то таинственные переговоры с генералами из Ставки Главковерха - и в результате все-таки добился распоряжения Верховного главнокомандующего генерала Корнилова о срочном командировании в распоряжение Караулова казачьих частей.
1 августа во владикавказском кинотеатре «Патэ» открылся Третий войсковой круг Терского казачества. Председательствовал сам Караулов. Делегаты круга постановили всю административную власть на казачьей территории сосредоточить в руках войскового атамана. Атаману предоставлялись «чрезвычайные полномочия, необходимые к охране государственного порядка на войсковой территории». Ему должны быть подчинены все строевые части Терского казачьего войска, находившиеся в области. Войсковое правление, занимавшееся хозяйственными делами, было преобразовано в Войсковое правительство. Круг ходатайствовал перед Временным правительством о восстановлении смертной казни и об учреждении в Терской области военно-революционного суда для борьбы с дезертирами.
Решения Третьего войскового круга вызвали смятение. Социалисты и находившиеся под их контролем многочисленные комитеты подняли шумную кампанию против Караулова, обвиняя его в «контрреволюционных замыслах». Выразили свою обеспокоенность и горские лидеры. В ответ на недоуменные запросы Тапы Чермоева и других руководителей Союза объединенных горцев Караулов предложил горцам тоже соорганизоваться в отдельную Горскую область, избрать своего президента и правительство. «Таким образом можно скорее сговориться о совместной мирной жизни», -считал Караулов. Фактически речь шла о явочном создании двух территориальных автономий на Северном Кавказе - автономии Терских казаков на территории четырех казачьих отделов Терской области и автономии горцев Кавказа на территории Дагестана и горских округов Терской области.
Скоро обнаружилось, для чего понадобились Караулову войска. 23 июля солдаты расквартированного в Грозном 21-го пехотного полка отказались подчиниться приказу командования о выступлении на фронт и избили собственных офицеров. Увещевания социалистов о том, что «в свободной стране бить или насиловать никого нельзя» и «теперь надо исправить это положение», окопавшиеся в Грозном шкурники нагло проигнорировали. Тогда за дело взялись казаки. 4 августа в Грозный вошел сводный казачий отряд, которым командовал заместитель атамана есаул Медяник. Не обращая внимания ни на какие протесты со стороны совдепа и социалистов, есаул объявил, что уполномочен организовать военно-революционный суд, который будет наказывать мятежников по законам военного времени - вплоть до расстрела. Еще грозные вчера бузотеры не на шутку перепугались. Тут же были выданы зачинщики избиения. Полк быстро погрузился в эшелоны и в один день был отправлен из Грозного.
Решительные и умелые действия казаков произвели большое впечатление. Военное командование объявило есаулу Медянику и его казакам благодарность, а гражданский комитет и городская общественность приветствовали сводный отряд как освободительную армию. Социалисты же были в ярости, но сделать ничего не могли.
Автономист
Караулов, как и многие сторонники порядка, надеялся на авторитет Верховного главнокомандующего генерала Корнилова, который пытался восстановить дисциплину в армии и прекратить самоуправство социалистов. Но конфликт между Корниловым и главой Временного правительства Керенским в конце августа 1917 года, позже названный «Корниловским мятежом», поставил крест на этих надеждах. Корнилов был отстранен от должностей и арестован. Развал армии и власти стремительно усиливался. Бессильное и болтливое Временное правительство ничего не могло и не собиралось делать для спасения страны. Столица и центральная часть оказались охвачены анархией и большевизмом.
Политическим лидером Юго-Восточного Союза был донской атаман Михаил Каледин. Однако «душой» союза, его вдохновителем и «генератором идей» все признавали терского атамана. Михаил Караулов буквально атаковал участников встречи своими проектами, предложениями, резолюциями, поправками. Именно Караулов предложил оформить в Юго-Восточном Союзе стратегически важный альянс между казаками и горцами. В своем выступлении на съезде делегатов казачьих строевых частей, проходившем во Владикавказе в последних числах сентября, атаман выдвинул давно вынашиваемую программу горско-казачьего союза. «Сами горцы давно мечтают об этом, - убеждал Караулов. - Они хорошо знают, почему происходит недовольство среди них и нас, казаков».
Большинство делегатов поддержали атамана. «В стране идет разруха и надвигается анархия, для борьбы с которой необходим строгий план, - говорил хорунжий Белов. - Чтобы анархия не захлестнула, необходимо устроить скалу, о которую волны могли бы разбиться. Нужно, чтобы работа казаков происходила в тесном единении с горцами. В единении - спасение казаков». Другой делегат, сотник Бойков напомнил, что в Кубанской области казаки уже объединились с местными горцами. «Союз принесет казакам одну пользу, - отмечал сотник. -.Горцы также знают, что наш союз принесет им одну пользу. Семейные неурядицы, повторяющиеся изо дня в день в области, должны быть устранены. На «товарищей» надеяться не следует. Блок с горцами необходим. В нем только можно найти спасение».
16 октября во Владикавказе собрались представители казачьих войск Юго-Востока и Союза объединенных горцев Северного Кавказа для того, чтобы официально оформить горско-казачий альянс. Председателем конференции был избран Михаил Караулов, заместителем стал кабардинец Пшемахо Коцев, заместитель председателя ЦК горского союза. На следующий день участники конференции приняли резолюцию: «Образовать Юго-Восточный Союз казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей».
Поздно ночью 20 октября после длительных обсуждений, поправок и редакционной работы делегаты утвердили Союзный договор -Договор о создании Юго-Восточного Союза, в состав которого вошли: Войско Донское; Войско Кубанское; Терское казачье войско; Астраханское казачье войско вместе с примкнувшей к нему Калмыкией; Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана, объединявший народы Дагестана, горские народы Терской области, степные народы Терской области и Ставропольской губернии и присоединившуюся к союзу Абхазию.
Главной своей целью Союз провозгласил «становление наилучшего государственного строя, внешней безопасности и порядка в Государстве Российском», а также обеспечение неприкосновенности участников соглашения, поддержание их внутреннего спокойствие, подъем общего благосостояние и закрепление «завоеванных революцией благодеяний свободы». Организаторы союза ставили целью «скорейшее учреждение Российской Демократической Федеративной Республики», причем члены Союза должны были стать отдельными субъектами («штатами») такой федерации. Союз стремился к созданию «твердой и авторитетной демократической государственной власти, опирающейся на все живые силы национальностей и территорий страны». В документе специально подчеркивалось, что демократическая власть должна быть «свободна от давления безответственных организаций», под которыми очевидно имелись в виду совдепы, социалистические партии, комитеты и прочие радикально-революционные группы.
Союз призван был дать «гарантию полной самостоятельности и независимости Членов Союза в отношении их внутренней жизни», защищать их политические, земельные, культурно-экономические и национальные права, а также содействовать участникам «в подготовке и реорганизации внутренней их жизни, как штатов будущей Российской Федерации». Договор предусматривал, что каждый участник соглашения «сохраняет свою полную независимость в отношении своей внутренней жизни». Для реализации целей союза и координации общих действий создавалось Объединенное правительство. Временным местом пребывания Объединенного правительства был избран Екатеринодар, столица Кубани.
31 октября Союзный договор подписали также представители Уральского казачьего войска. Пожелания о присоединении к ЮгоВосточному Союзу высказали правительство Оренбургского казачьего войска, Азербайджанский национальный комитет, гражданский комитет Ставропольской губернии, автономное правительство Башкирии и правительство «Ко-кандской автономии» в Туркестане. Украинская Центральная Рада и Грузинский национальный комитет предложили союзу тесное сотрудничество. Юго-Восточный Союз мог превратиться в мощное межрегиональное объединение, способное противостоять деструктивным силам. Однако его организаторам не хватило времени. Через четыре дня после завершения Владикавказской конференции в Петрограде произошел большевистский переворот
Читать дальше - 4 стр.
0 Комментариев