Х. Баиев . ЖЗЛ
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
Хасан Баиев. Имя этого человека известно во всем мире, особенно хорошо его помнят на родине, в Чеченской Республике. О нем много писали, говорили, и, надеюсь, будут говорить. Это человек, который выдержал все, что выпало на его долю, с достоинством и честью. Пластический хирург Хасан Баиев сегодня пользуется огромной популярностью. Он прооперировал тысячи и тысячи людей со всех концов света. Это и голливудские, и отечественные звезды, и простые люди. Последних, конечно, больше. Он бесплатно делает дорогостоящие операции детям из малоимущих семей и сиротам, которые не имеют возможности выехать за пределы республики и платить большие деньги за лечение. Более 200 операций за год провел он лично в Республиканской детской клинической больнице №1 г. Грозного. Последние два года неоднократно привозил в республику врачей-хирургов из западных стран, вместе с которыми бесплатно прооперировал свыше сотни детей.
В сентябре этого года он провел одновременно две благотворительные акции. Привез в республику пластических хирургов, работающих на базе Гарвардского университета, для оказания помощи нуждающимся, а детям-инвалидам (без рук) из регионов Северного Кавказа подарил 100 уникальных дорогостоящих протезов, с помощью которых они смогут писать, рисовать, чистить зубы, пользоваться ложкой и вилкой, кататься на велосипеде. Особенность протезов заключается в том, что ими могут пользоваться инвалиды в возрасте от 2-х до 18-ти лет. Хасан лично отбирал таких детей, кому необходимы протезы, из Дагестана, Северной Осетии, Республики Ингушетия, Чеченской Республики и Ставропольского края.
«Не найти слов, чтобы описать гуманность и доброту, отзывчивость и скромность этого удивительно преданного своей профессии врача», - единогласно отзываются о нем коллеги по работе в больнице.
Сегодня для него настали спокойные времена, когда он может свободно передвигаться по миру и спасать человеческие жизни, дарить людям улыбку. Но когда-то, в тяжелые военные для каждого чеченца годы, вытерпеть пришлось неимоверно много. Верный клятве Гиппократа, исходя из самых благородных человечных принципов, он лечил всех, кто нуждался в помощи врача, не щадя свое здоровье и рискуя своей жизнью.
За полтора года первой военной компании он прооперировал 4600 человек: мирных жителей, российских военнослужащих, да и не только. И вдвое больше во время второй войны. Однажды за двое суток под грохот бомбежек он провел 67 ампутаций и 7 трепанаций черепа, не ел, не пил, не отдыхал. Без анестезии и необходимых медикаментов проводил самые сложные операции, не имея при этом необходимых медицинских инструментов. Трудолюбивый, талантливый и высокоинтеллигентный человек, он своей принципиальностью и настойчивостью преодолевал все трудности и препятствия. Отстаивание справедливости, готовность отдать всего себя для больных – жизненное кредо Хасана.
- Разве уже не надоело читать про меня? - спросил он по телефону в ответ на просьбу дать интервью. Ближе к вечеру, уже после шестой по очереди операции, выходя из операционной, Хасан пригласил меня в свой кабинет.
- Извините, что заставил долго ждать. Я должен успеть не только прооперировать своих детей – пациентов, но и проследить за их послеоперационным лечением, нужно поставить их на ноги. Дел много, а времени совершенно не хватает, - сказал он уставшим голосом. Интервью со столь известным хирургом состоялось. Но суть не в этом. В первую очередь была рада тому, что могу выразить слова благодарности этому человеку за его гуманность и неравнодушие к чужой боли. Во-вторых, с уверенностью могу сказать, что за свою недолгую жизнь мне довелось впервые пообщаться с поистине замечательным человеком, при упоминании которого вздрогнет не одно сердце, а глаза наполнятся слезами счастья и благодарности. Встретившись с этим человеком, сперва даже немного растерялась. Поздоровавшись и расположившись удобнее для беседы, поняла, что просто начать задавать вопросы будет неэтично. После всего, что пережил этот человек, сухие журналистские вопросы звучали бы черство и бездушно. О работе я уже не думала.
Скорее, была рада, что напротив сидит человек с большой буквы. Такие люди рождаются раз в век. И эта встреча останется в моей памяти навсегда. Ведь беседуя с Хасаном Баиевым, я пережила частичку его полной драматизма жизни.
Герою моих заметок 48 лет. С красивым мужественным лицом, статный, ладно скроенный человек. Большие карие задумчивые глаза выдают глубокое знание жизни. Достаточно одного взгляда, чтобы понять его доброту, способность сострадать другим людям. Мы сидели в его кабинете, где было полно грамот, дипломов и наград от разных международных организаций и иностранных государств, заполненных на самых разных языках. На полке в шкафу стояла большая книга – поначалу, подумала, энциклопедия врача. Но нет, ею оказалась популярная во всем мире книга Хасана Баиева «Клятва», о которой расскажу чуть позже.
Несколько штрихов из жизни…
Хасан Баиев родился в 1963 году в чеченском селе Алхан-Кала. Окончил Красноярский медицинский институт (ныне академия) по специальности «Стоматология» в 1985 году. Специализировался по челюстно-лицевой хирургии, увлекался наукой (его студенческая работа «Огнестрельные ранения головы и шеи в мирное время» попала в научный сборник). После выпуска остался при кафедре. В 1988 году окончил клиническую ординатуру челюстно-лицевой хирургии. Был членом сборной СССР по самбо и дзюдо. После института вернулся на малую родину в 1988 году, стал оперирующим хирургом. Работал в больнице Скорой медицинской помощи №1. В 1992 году уехал в Москву на специализацию в институт косметологии. В 1994 году приехал в Грозный. Мечтал открыть клинику пластической хирургии, но в прошлую войну ему пришлось освоить полевую хирургию в полном объеме. Автор книги «Клятва», или по-другому «Присяга: Хирург под обстрелом». Совершил малый хадж в Мекку. Отец четырех детей.
Между двух огней…
Во время первой контртеррористической кампании Хасан организовал госпиталь, через который прошли тысячи человек. Верный принципу «лечить всех, кто ко мне обратится», Х. Баиев не покидал республику вплоть до конца второй войны. Раненых привозили из нескольких районов Чечни, а когда госпиталь разбомбили, пришлось принимать людей у себя дома. К тяжелым больным врач ездил лично на своей старой «Ниве». Семью в то время увез в Ингушетию, а сам остался работать в родном селе Алхан-Кала.
- Поначалу нас было 10 врачей и 20 медсестер. Но остались только я и 8 медсестер. По воле судьбы я стал единственным хирургом в округе, поэтому времени на всех катастрофически не хватало, - вспоминает врач.
Видя состояние Хасана, задавать вопросы, на которые неизбежно должны последовать ответы из страшной картины прошлого, было крайне неловко. Неприятно заставлять его испытывать ту боль снова, ворошить еще не зажившие раны. Некоторые воспоминания Хасану до сих пор причиняют боль.
- У меня не было инструментов, я отрезал ноги обычной пилой для распиливания древесины без возможности усыпить пациентов наркозом и избавить от безумных болей, - рассказывает он. В одном из своих интервью СМИ врач поделился, что, несмотря на то, что через его руки прошло огромное количество людей, обидно, что его имя всегда связывали с главарями боевиков, которым по стечению обстоятельств он оказывал врачебную помощь. Виновата была лишь его верность своей профессии и долгу врача, которые не делят пациентов на хороших и плохих. Под дулами автоматов приходилось оперировать военных. Но самую большую часть его пациентов составляли мирные жители. Несмотря на то, что он мог, как и все его коллеги, покинуть родное село, Хасан Баиев нашел в себе мужество остаться. Не смог бросить своих односельчан, соседей, тех, кому была нужна его помощь. В одном из интервью Хасан вспоминает, как однажды его ночью вызвали к сыну пожилых родителей. Через восемь километров пути по горной местности в доме он нашел мальчика, у которого с левой стороны пробитого черепа был виден мозг.
- Было понятно, что в таких условиях ему не выжить. Но я предложил все-таки попробовать. Родители согласились. Оперировал под местной анестезией, не было ни лекарств, ни приборов. Ассистировали родственники раненого, - рассказывает Хасан.
К четырем утра он сообщил родителям, что их сын умер. Это один из тех случаев, который заставил его остаться в республике до конца войны, несмотря на то, что каждый день он находился буквально на волоске от смерти...
Сегодня Хасан не оперирует людей в экстремальных ситуациях, без необходимых условий, не кладет больных на кухонные столы и в глину окопов, как во времена войны. Но пережитое потрясает всех, кто слышит эти рассказы. Впечатляет его стойкость и мужество. В окопах, в кровавой одежде, в больнице, дома и за пределами он всегда остается интеллигентным Хасаном Баиевым. Добрым, отзывчивым, светлым человеком. Но ничто не исчезает бесследно. В 2000 году Хасан покинул республику в тяжелом психологическом состоянии. С тех пор он живет в Бостоне вместе с семьей. За время войны пришлось повидать столько смертей, жутких ранений, столько отрезанных ног и рук, зашитых животов и трепанированных черепов, всех ужасов войны, что все это не могло не сказаться на его здоровье.
- Четыре года пришлось самому лечиться, восстанавливаться. У меня болели и душа, и тело. Я не мог заснуть, мучила дрожь в руках, меня не покидали страшные мысли о том, о чем я уже больше никогда не хочу говорить, - комментирует он. Некоторые воспоминания не давали покоя совсем. Так, в первую войну к Баиеву привезли лучшего друга Ваху Исаева с разорванной брюшной полостью. В руках он держал свои внутренности. Баиев положил внутренности обратно в живот, а когда его друг уже начал уходить на тот свет, доктор проколол собственную вену и соединил ее с веной умирающего. Он дал ему свою кровь (у него первая группа крови с положительным резус-фактором, он может быть донором для любого человека) и продлил ему жизнь где-то на два часа.
- Со мной проводили курсы психологической реабилитации лучшие американские психологи. Под опеку меня взял инженер из Массачусетского технологического института Феликс Крейзель, - рассказывает доктор. Это немного вернуло к жизни Хасана, дало силы. Со многими воспоминаниями он постарался разобраться с помощью пера. Так, недавно вышедшая в США книга Хасана Баиева «Клятва» молниеносно стала популярной во всем мире. Ее переиздали в двадцати странах мира, на ее основе делали показы в театрах Америки, а Голливуд собирается по ее мотивам снять художественный фильм.
- Эта книга о пережитом и увиденном. Я написал «Клятву» по двум причинам. Первая: чтобы весь мир узнал о том, что война – это абсолютное зло, из-за которого страдают невинные люди. Вторая - в войне нет победителей. И что не менее важно, я хотел познакомить читателей с чеченским народом, - говорит автор. Сейчас Хасан снова лечит людей. Оперирует. Его помощь детям-сиротам, малоимущим семьям велика. Он бесплатно оперировал и продолжает оперировать детей в африканских, в азиатских и других странах. Периодически приезжает в Грозный и спасает жизни сотням ребят и малышей.
- Прежде чем приехать, я через почту пересылаю инструменты из США в Грозный, с помощью которых делаю операции. У нас пока еще нет таких, - говорит он. В данное время Хасан работает в Бостоне, используя самые современные технологии пластической и костно-лицевой хирургии в США. Читает лекции американским студентам и рассказывает об особенностях действий врача в условиях войны.
- У нас существует программа выездных операций: получаешь заказ и летишь в любую точку мира. Так, мне приходилось оперировать в Европе, в Японии, Китае, Южной Корее, Вьетнаме, в африканских и многих других странах. Провел много операций в России, точнее, в Грозном. Сюда ко мне приезжало немало именитых артистов кино и театра, работников телевидения. Я принципиально оперирую в родном городе, хотя могу это делать в лучших клиниках мира. Чтобы эти люди увидели и узнали нас – чеченцев – лучше. Имели возможность пообщаться хотя бы в стенах больницы. Это публичные люди и важно, чтобы они поняли, кто мы есть, - подчеркнул врач.
Действительно, в Грозный к Хасану Баиеву приезжали множество звезд отечественного шоу-бизнеса. Первой в этом призналась Лариса Гузеева, которая настоятельно рекомендовала коллегам и друзьям, находившимся в поисках хорошей клиники для исправления дефектов лица, сделать пластическую операцию у таинственного хирурга-чеченца, который творит пластические чудеса. Необходимо отметить, что Хасан Баиев - единственный человек из России, которому вручили награду «Врач мира». Ее присуждают лучшим врачам раз в двадцать лет. – Меня пригласили на торжественную церемонию вручения награды. В главном зале исторического музея в Бостоне собралась вся политическая и культурная элита. И вдруг среди четырех номинантов первым объявляют мое имя. А когда ведущий сказал, что «доктор Баиев за 48 часов провел 67 ампутаций и спас жизни», весь зал встал и долго аплодировал. Потом ко мне подходили известные в Америке люди, поздравляли, просили автограф. Было, конечно, приятно, - говорит он. Коллеги Хасана часто спрашивают его, какие российские награды присуждены ему, полагая, что их не перечесть.
Но Хасан просто отвечает: - Самая большая награда – это спасенная жизнь. Другого ответа для него не может и быть.
Источник: ИА "Чеченинфо"
0 Комментариев