ЖЗЛ. Зайнди Чергизбиев
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
Об этом гениальном, без преувеличения, композиторе я был наслышан давно. Признанный маэстро в мире музыки, человек, который создал и возглавил инструментальный ансамбль Гостелерадио ЧИАССР. Стоявший у истоков возрождения Чечено-Ингушского государственного ансамбля «Вайнах», где работал на двух должностях: музыкального руководителя и дирижера. Автор многих музыкальных произведений, который объездил вместе со своим коллективом всю Европу, ближний Восток, завоевал «Гран-при» в Италии, выступал на сцене королевского дворца в Иордании.
Мне довелось с ним встретиться в офисе РОО «Оптимум» в Грозном. Все волнение прошло, как увидел высокого, стройного пожилого человека в темных очках. Создалось такое ощущение, будто его спокойствие передалось и мне. Порой кажется, что путь таких людей, как Зайнди Чергизбиев, усыпан розами. Но на их пути, помимо цветов и лавров признания, хватает и терний, и ухабов.
В первую чеченскую войну он был вынужден покинуть республику, но без дела оставаться не мог: приобщал студентов Хасав-Юртовского педагогического колледжа к музыке. Здесь его все уважали. А многие и гордились тем, что им довелось работать бок о бок с таким талантом.
В период между первой и второй чеченскими военными кампаниями Зайнди призвали обратно, в Чечню. И он, не имея практически никакой материальной базы, преодолевая все тяготы, начал возрождать фольклорный ансамбль. «Оркестр собирали в летнем саду, - скажет потом, много позже, Зайнди Чергизбиев. - Там же и репетиции проводили». Как говорится, работа на голом патриотизме и энтузиазме изначально была обречена на провал. Но к Зайнди это ни в коей мере не относилось: им двигала любовь к своему родному краю, мечта о возрождении чеченской культуры вообще. И как мог, в меру сил и возможностей, не ропща на трудности, он дела свое дело, внося немалую лепту в это благородное дело.
С началом военных действий осенью 1999 г. родственники настояли на том, чтобы Зайнди уехал, и он оказался в Ингушетии, где снова нашел себе дело: работал в детской студии искусств в Карабулаке.
«…Жил в своем кабинете. Спал прямо на диване, соорудив перегородку. Здесь же находился и инструмент, - вспоминает он. - Так и работал вплоть до 2000-го года». Как-то к нему приехал известный танцор, много лет работавший в ансамбле «Вайнах», заслуженный артист ЧР Докка Мальсагов с предложением собрать творческий коллектив в Нальчике. А буквально незадолго этого ему предлагали руководить детским танцевальным коллективом в Москве. Но тяга к родному, столько сил и энергии отданному «Вайнаху» была сильнее и материальных благ, и семейного покоя в далекой, но спокойной Москве. И Зайнди уехал в Нальчик. Однако идея возрождения творческого коллектива тогда, по не зависящим от них обстоятельствам, провалилась. И З.Чергизбиев там же, в Нальчике, принялся помогать Рамзану Ахмадову с подготовкой программы детского танцевального ансамбля. Так сложилось, что ансамбль уехал в Италию на гастроли без Зайнди: у него начали нещадно болеть глаза.
Начались бесконечные хождения по врачам. Из Нальчика Зайнди уехал в Кисловодск, в офтальмологическую клинику «Эпармо», но врачи и здесь ничем помочь не могли. Боль не проходила. Не было никакой возможности работать.
В Ессентуках у Зайнди была небольшая квартира, в аварийном доме. Там и остановился, долго излечивался от недуга, но безрезультатно: зрение потерял почти полностью. В квартире продолжал жить с надеждой на то, что социальные службы как инвалиду выделят ему жилье получше.
Недавно родственники перевезли его на историческую Родину, в село, где он родился. Ныне он живет, почти полностью ослепший, но не потеряв надежды и желания продолжать любимое дело, у своей дочери в селе Калинин-аул (Юрт-Аух) , в Республике Дагестан.
«…Я еще могу работать по творческой линии, писать новые песни, создавать музыку. Но руководить творческим коллективом уже не смогу... Просто мне рядом нужен специалист, который под мою диктовку может писать ноты. Готов работать в любом музыкальном жанре, помимо оперы, оперетты и симфонии», - говорит Зайнди.
А мы надеемся, что еще услышим произведения великого композитора. Всем известно, что Бетховен потерял слух в раннем детстве. Но это не помешало ему создавать гениальные музыкальные произведения. Несмотря на то, что Зайнди является инвалидом первой группы по зрению, он готов писать новую музыку. А таких талантов у нас единицы, и дай Аллах ему возможности и силы для творческих успехов еще на долгие годы.
Ибрагим Гамзатов («Вести Республики»)
Источник: ИА "Чеченинфо"
0 Комментариев