О причинах, побуждавших обычных крестьян вступать на путь абречества, красноречиво говорят показания одного из них – Османа Мутуева: «Я не родился и не воспитывался быть абреком – абреком сделали меня люди. Мой отец – сподвижник имама Шамиля, наш род почтенный.
Абрек - одна из фигур прошлого, в которой воплощались и осуществлялись все надежды, все свободолюбие, вся жажда героической борьбы чеченского народа... их было немало, чьи подвиги воспевались современниками.
Но умирают старики, унося в могилу с собой яркие образы, заботливо сохраненные детьми абреков и переданные внукам, и таит в недрах своей памяти народ чеченский, великую незабвенную память о героях своих.
Народный герой, прапорщик русской армии, руководитель крестьянского восстания 1850 г. в Рукском и Урствальском ущельях (ЮжнаяОсетия). Восстание носило классово-освободительный характер. Крестьян и фамилию Томаевых (одновременно Томаевы добивались признания за ней дворянского звания) объединял общий интерес: отстоять свою независимость от грузинских феодалов Мачабели.
Народный герой, предводитель восстания осетин в Чесельтском ущелье Южной Осетии. В июле 1830 года в ущелья Южной Осетии была снаряжена карательная экпедиция под командованием генерала Ренненкампфа. Эта экспедиция имела целью усмирение непокорных горцев-осетин и беспрекословное их подчинение местной царской администрации, а её лице чаще всего грузинским князьям.
Хочбар Гидатлинский- предводитель одного из горских «вольных обществ» Дагестана, выступившего в конце века XVII против хунзахского хана. Еще юношей Хачбар сопровождает дочь нуцала Хунзахского ханства Саадат, выданную замуж по политическим мотивам за сына властителя Прикаспийских земель.
Атабай, называемый также часто Атабай-муллой (по своей первоначальной профессии) — не менее известный, чем Батуко, хотя, по-видимому, и менее талантливый в военном отношении и менее ценившийся имамом в административном и политическом отношениях наиб Шамиля. О нем имеются многочисленные разрозненные упоминания с 1844 по 1851 г. включительно [впервые называется в августе 1844г., см. Кавк. сборн. (т.VII, 1883, стр. 286—290) и Акты (т. IX, Тифлис, 1884, стр. 886)].
В Адыгее до сих пор помнят героев - абреков. Один из них - Забыд Берсиров, который в 33 году в разгар коллективизации угнал целый табун лошадей, чтобы накормить голодающих. Для того, чтобы выкрасть лошадь, единомышленники использовали старую уловку абреков - рог.
В период борьбы с завоевателями и угнетателями лезгинский народ выдвинул из своей среды немало храбрых полководцев и народных мстителей-абреков. Одним из талантливых и храбрых абреков был Кири-Буба. В газете "Комсомолец Дагестана (22.02.94.) профессор М. Вагабов пишет: "Он не был революционером в обычном понимании этого слова, но его отважные поступки оставили глубокий след в памяти многих поколений.
…Тяжелые условия жизни, невыносимый гнет со стороны местных феодалов и царских чиновников, социальная несправедливость породили в горах Кавказа то явление, которое в народе называют абречеством. Не вынося унижений и издевательств, храбрые и сильные люди покидали свои очаги, уходили в леса, не видя и не находя другого пути борьбы со своими мучителями.
© 2016 abrek.org Портал Абрек