Первые официальные контакты вайнахов с государством Российким .
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
(Извлечение из книги Н.П. Гриценко "ИСТОКИ ДРУЖБЫ" Грозный, Чечено-Ингушское книжное издательство, 1975)
О существовании Русского государства далёкие предки чеченцев и ингушей знали от грузин , с которыми поддерживали тесные экономические, культурные и союзнические связи на протяжении веков, Вайнахи составляли не только часть грузинских войск, но и служили при дворе грузинских царей. В этом отношении интересен такой факт. В 1492 году грузинский царь Александр послал своё посольство в Москву в составе «Наримана, Дамиана и «в товарищах» к ним назван щекенец (чеченец) Хоземарум» (См.: Боцвадзе Т.Д. Народы Северного Кавказа во взаимоотношениях с Грузией. Тбилиси, 1974, с. 22.)
В начале XVI века, а возможно и раньше, на плоскостных землях появляются чеченцы-окуки (окочане), жившие до этого в горах Ичкерии, расположенной на юго-восточной границе Чечено-Ингушетии с Дагестаном. Сама Ичкерия (по-тюркски: внутреннее место, внутренняя страна) занимала высокогорную местность, где в настоящее время находятся Ножай-Юртовский и северо-восточная часть Веденского районов. Все чеченцы называют Ичкерию «Нохчи-Мохк» (страна чеченцев), и это название «нохчи» распространилось впоследствии на весь чеченский народ42.
Первое селение на плоскости, получившее название Оку-Юрт, было создано центороевцами, отсюда и произошли названия окуки, окучане, акоки, так же, как впоследствии от названия аула Чечен-Эвла произошло название чеченцы, а от названия аула Ангушта – ингуши (Гамрекели В. Документы по взаимоотношениям Грузии с Северным Кавказом в XVIII в. Тбилиси, 1968, с. 16.).
У плоскостных чеченцев – окочан рано складываются феодальные отношения.
В 60-80-е годы XV века среди них жил какой-то феодал Ушаром-Мурза, имевший свой улус (феодальное владение) и служивший русским царям -Ивану Грозному и его сыну Фёдору Ивановичу. Ушаром-Мурза состоял во главе окоцких (чеченских) людей, которые вместе с гребенскими и терскими казаками охраняли на Кавказе русскую порубежную граничу. Наиболее колоритной фигурой являлся его сын Ших-Мурза Окуцкий – постоянный союзник московских царей на Северном Кавказе44. По его владениям, Окуцкой-чеченской -земле, проходит первое русское посольство в Грузию (1587-1588 годы), которое Ших провожает до Дарьяльского ущелья и встречает его на обратном пути. Ших-Мурзу хорошо знали при дворах московских царей, крымских ханов, грузинских царей, феодальных владетелей Северного Кавказа. Ших прекрасно понимал, что свою Окуцкую землю можно защитить от притязаний шахского Ирана, султанской Турции и крымских ханов только при помощи Русского государства.
В челобитной к царю Фёдору Ивановичу, переданной в Москву через племянника Батая в 1588 году, он писал: «И службы моей к тебе много, чтоб тебе служба моя ведома была, послал есми к тебе племянника своево. А отец мой мне приказывал: слово твоё на голове держати и тебе служить, сколько твоей службы не будет, и нам служба твоя на голове держать; а коли отец мой жив был, и отец мой вам служил; а ныне и мы станем тебе служить. А ныне у меня слуг моих 500 человек. А велишь где итти на свою службу – я из с теми слугами готов»(Умаров С.Ц. Новые археологические памятники эпохи позднего средневековья в нагорной Чечено-Ингушетии. – АЭС. Вып. II, Грозный, 1968).
Ших-Мурза находился в тесных связях с терскими воеводами, а терские казаки вместе с окочанами-чеченцами ходили в походы против общих недругов. В официальных грамотах российский царей Шиха называли князем, владельцем кабаков-селений, упоминали в документах: «шихов-улус», «шихов-юрт» и т. д. Как и грузинские цари, он получал больше дорогих царских подарков, чем другие северокавказские князья и мурзы. Ших-Мурза отстаивал независимость Окуцкой земли от соседних феодалов, за что и поплатился жизнью: в 1595 году он был убит кумыцким князем Ахматканом.
В первые годы после смерти дяди Шиха в Окуцкой земле видную роль играл Батай-Мурза Шихмурзин. Он также поддерживал тесные связи с Москвой. Ещё в 1588 году он ездил к царю Фёдору, а в 1605 году был принят Лжедмитрием 1. Поссорившись с терскими воеводами – сторонниками законной царской власти, а также со своими окочанами, Батай в 1609 году бежал в горы, где бесследно исчез. В 1645 году в сообщении терского воеводы Оболенского в Посольский приказ о принявших присягу на верность царю Алексею Михайловичу северокавказских князьях и мурзах упоминается «старый окоп Айбир-Мурза Ботаев», сын или внук Мурзы Батая.
Многие уздени-окочане, часто бывавшие в Москве или постоянно жившие в Окоцкой слободе и в Терках, хорошо усвоив русский язык, являлись на Северном Кавказе толмачами (переводчиками), гонцами в Москву, проводниками русских посольств в Закавказье и в конечном итоге связующим звеном между Россией и Кавказом. Роль переводчиков они выполняли и на протяжении всего XVIII века.
Добрососедские и дружеские отношения устанавливаются между гребенскими, терскими казаками и горцами, в том числе чеченцами и ингушами.
Л. Гудаев
Источник: ИА "Чеченинфо"
0 Комментариев