Бацбийцы и вайнахи
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
Бацбийцы (самоназвание "бацав", "бацбо-нах", или цова-тушины, как их называют грузины) — небольшой коренной народ на Кавказе, принадлежавший к народам нахской языковой группы родственный чеченцам и ингушам и единственные из вайнахских народов исповедующие православие. Кроме того, некоторое количество тушин имеет цунтинское происхождение (то есть являются потомками выходцев из нынешнего Цунтинского района Дагестана, издревле населенного народами, родственными аварцам).
Считается, что название "цова-тушины" происходит от Цовинского ущелья, однако, существует также мнение о том, что оно происходит от имени аула Ца (чеченское «цIа» - дом). Цова-тушины. Говорят на бацбийском языке (бесписьменный), исторически знают грузинский, также знают русский. Тушины говорят на картвельском диалекте, но в их языке имеется большой запас нахских слов.
Численность
Согласно российским и грузинским источникам, бацбийцы до 1820-1830 гг. проживали в 5 селениях, из которых 4 были расположены в долине Цовата (Цовская Тушетия). К началу XX-го века ареал обитания бацбийцев сузился. Согласно переписи начеления за 2009 г. общая численность составляет 2500 человек.
Генетическая связь тушинов с вайнахами.
В советской историографии существовало мнение о том, что тушины в большинстве своем являются огрузинившимися бацбийцами и другими вайнахскими племенами, что и оправдывает их тесные связи с вайнахами, общность традиций и смешанный тип языка. Действительно, традиции тушин практически не отличаются от вайнахских, а по своим антропологическим характеристикам эта народность ближе к чеченцам и ингушам, чем к грузинам.
По одной из версий, цова тушины предположительно являются потомками ингушских переселенцев из высокогорного аула Эрзи в Джейрахском ущелье XVI века из бассейна Армхи. В то же время, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, описывая тушинский (тушский язык - т.е. бацбийский), связывает происхождение бацбийцев с чеченцами : "Среди тушин в давние времена поселилось небольшое чеченское общество, называющее себя бацби (большая часть этих чеченцев, составлявших прежде цовское общество, перешла в недавнее время на Алазанскую равнину и поселилась близ сел. Ахмет"( Кавказские языки // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.).
Крупнейший кавказовед П. К. Услар также сообщает о происхождении бацбийцев следующее: "Правда, что тушины принадлежатъ также къ племени нахче, что доказывается грамматическимъ строенiемъ ихъ языка, но они, подчинившись грузинскому влiянiю, совершенно переродились и утратили чеченскiй характер".(П. К. Услар, — «Древнейшие сказания о Кавказе» — Тифлис: Изд. Кав. воен.-нар. упр. при содействии Кавк. отд. Рус. геогр. о-ва, 1881 г. — с.182)
Происхождение и расселение
В римских исторических сочинениях бацбийцев называют "бубегенами", персидские же историки называют их "бибранами", в известном труде Анании Ширакаци (средневековый армянский географ) "Армянская география", бацбийцы отожествляются с "цховами" - одним из горных племен "Верхнего Кавказа". В древний и средневековый период бацбийцы проживали в горной Тушетии (в южной Ичкерии), и лишь с XIII века из-за малоземелья начали постепенно мигрировать к югу, т.е. спускаться с гор в равнинные территории. Первоначально часть переселившихся бацбийцев проживала в Пирикительской Тушетии, затем они поселились в Цовской Тушетии. Неподалеку от ареала обитания бацбийцев и их соплеменников чеченцев-кистинцев на протяжении всей истории проживали картвелоязычные племена хевсуров, тушин и пшавов. В настоящее время большинство бацбийцев проживает в селе Земо-Алвани возле города Ахмета в верховьях Алазани (Кахетия, южный склон Большого Кавказского хребта).
Принято считать, что бацбийцы представляют один из 135 его тейпов нахского общества, которое начало переселяться еще с XI века по причине малоземелья и густонаселенности горных районов. Считается, что одной их причин переселения цова-тушин также явился и религиозный вопрос: их принуждали отречься от христианства и обратиться в мусульманство. Хронологически этот процесс определить трудно, однако известно, что в Тушетии (Грузия) уже в XVI в. были известны Батцкие гребни, которые сопоставляются с областью поселения бацбийцев.
Сведения о переселении цова-тушин в нагорье Восточной Грузии – Тушети – с Северного Кавказа печатались еще в прессе XIX века, что позже нашло отражение и в научной литературе XX века. Главными аргументами в пользу подобных утверждений являлись устные предания и схожесть цова-тушинского языка с вайнахскими языками. Одним из первых подобное соображение в прессе XIX века высказал Иванэ Цискаришвили, сам по происхождению цова-тушин (Цискаров 1843). Эту точку зрения разделял и ученый-лингвист Акакий Шанидзе. По его мнению, «и предки грузиноязычных тушин говорили на цова-тушинском, а затем постепенно перешли на грузинский» (Шанидзе 1972: 109). Постольку, грузиноязычных тушин он рассматривал как население смешанного, грузино-вайнахского происхождения. О вайнахском происхождении цова-тушин писали и другие ученые: П. Усляр, В. Лагазидзе, Т. Утургаидзе, Дж. Степнадзе.
Грузинизация цова-тушин.
В Грузии бацбийцы, в отличие от кистинцев, не рассматриваются как самостоятельный этнос, и официально считаются грузинами. Н. Г. Волкова, в своей работе «Этнические процессы в Закавказье в XIX—XX в.», отмечает, что «в течение нескольких столетий для бацбийцев и части кистин грузинский язык стал вторым родным языком», но, «несмотря на языковую и культурную ассимиляцию, в 1948 г. ещё были живы старики, помнившие чеченский язык, чеченские обычаи»( Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Кавказский этнографический сборник. www.history.az. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.). Она также указывает:
На примере бацбийцев и кистин виден также процесс культурного слияния этих народов с грузинами. Наиболее интенсивно оно происходило среди цова-тушин, в большинстве ассимилировавшихся грузинами ко второй половине XIX в.: бацбийцы заимствовали у них костюм, обычаи, песни и т. п..
В средневековый период бацбийское население региона имело свое самоуправление до того момента, когда в XVI веке регион был захвачен грузинским Кахетинским царством.
Постепенная и естсественная грузиниция цова - тушин наблюдалась с момента переселения вплоть до дореволюционного периода. Однако, этот процесс усилился и активизировался после 1917 года. Известно, что меньшевистское грузинское руководство в 1918-1921 гг. пыталось переселить некоторое количество бацбийцев Ахметинского района вглубь Кахетии. В 1940-х некоторое количество бацбийцев и кистинцев были высланы в Казахстан и Среднюю Азию вместе с чеченцами и ингушами. Затем всех бацбийцев Ахметинского района компактно переселили в село Земо-Алвани, которое с востока непосредственно примыкает к райцентру Ахмета.
В конце 1950-х годов началась массовая грузинизация фамилий бацбийцев, в результате чего в материалах советской переписи населения на 1959 г. в селе Земо-Алвани насчитывалось 4266 человек, преобладающее большинство которых было приписано к грузинам.
До 1970-80 гг. бацбийцы имели периодические, активные контакты с чеченцами-кистинцами и ингушами, но после частичного заселения в регионе грузин, бацбийцы, являясь географически оторванными от основной массы чеченцев-кистинцев, постепенно начали больше контактировать с грузинами. Связи с грузинским населением до сегодняшнего дня сохранились в основном на бытовом уровне. Участились случаи смешанных браков. Кроме того, с начала 1950-х в бацбийское село начали переселяться тушины и хевсуры. Через некоторое время грузинское руководство региона, ссылаясь на факт переселения в Земо-Алвани грузиноязычного населения, построила там грузинскую школу. В результате этого в качестве письменного языка бацбийцы стали использовать грузинский. Не имея собственной письменности, в первые десятилетия советской власти они пытались позаимствовать чечено-ингушское письмо, однако из-за грузинской политики по отношению к некартвельским небольшим народам страны, проект был незаметно отложен.
На сегодняшний день в райцентре Ахмета и в Тбилиси известны бацбийские семьи, которые исповедуют христианство и одновременно сохраняют свою национальную идентичность, однако, если смотреть на грузинизацию в общем плане, то в селении Земо-Алвани бацбийским языком в совершенстве владеет лишь пожилое население. Значит, бацбийцы как отдельная общность вайнахских народов полностью ассимилируется в течение ближайших 15-20 лет. Катализатором этого процесса можно считать активное заселение Земо-Алвани грузиноязычным населением. На сегодняшний день бацбийцы в селе составляют уже 70%, вместо зарегистрированых в первые годы независимости Грузии 85%.
Культура
Согласно БСЭ в быту и культуре бацбийцев много элементов культуры грузин, с которыми они консолидируются. Однако, в культуре бацбийцев явно отслеживаются элементы нахской культуры. Так, для старых бацбийских аулов характерна башенная архитектура, общая с ингушами, чеченцами и тушинами-грузинами. Российский этнографический музей указывает бацбийцев в числе субэтнических групп грузин, а экспонаты, связанные с бацбийцами, в коллекции музея учтены в составе чеченцев.
Из числа этих горцев вышло немало деятелей науки, искусства и литературы, обогативших культуру Грузии своими научными исследованиями, литературными трудами и музыкальными произведениями. Наиболее яркими и известными из них, по праву, являются представители цова-тушинской ветви чеченского народа, близкие родственники Иов и Иван Цискаровы, творившие в сороковые годы XIX века.
Л. Гудаев
Источник: ИА "Чеченинфо"
0 Комментариев