1911 год. 5 октября. "Сибирская жизнь": Нападение Зелимхана
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
Фото из газет начала века. Текст:
1.Трупы убитыхвсадников Конно-дагестанского полка
2.Ротмистр Долидзе, убитый подороге Ботлих-Ведено
«Терек» сообщает подробности о последнем нападении шайки Зелимхана на отряд инспекторской дорожной комиссии. Жертвой пало 20 человек. Небывалое по своей дерзости нападение совершено на границе Андийского округа, Дагестанской области, и Веденского округа, Терской области, в том самом районе, где Зелимхан скрывался уже несколько месяцев.
По Дагестану, имея в виду переехать затем в Терскую область, ездила инспекторская комиссия округа путей сообщения для осмотра дорог перед предстоящим ремонтом их. Во главе инспекторской комиссии стоял начальник 2-й дистанции тифлисского округа путей сообщения подполковник К. Н. Чикалин. Кроме него в комиссии были инженер Орловский и чиновник особых поручений Барченко.
Как теперь выясняется, начальник организованного в Терской области для борьбы с разбоями военного отряда командир конно-дагестанского полка Моргания, получив сведения о готовящемся на комиссию нападении, совершенно секретно, даже от дагестанского военного губернатора ген. Вольского, организовал охрану комиссии из 15 всадников конно-дагестанского полка.
15 сентября утром комиссия на трех перекладных выехала, под охраной этой команды, из с. Ботлих, центра управления Андийским округом, на Малый Керкетский перевал, имея в виду осмотреть местность, и дальше в Грозный. Здесь идет так называемая «Царская» дорога, устроенная еще в те времена, когда император Александр II впервые посетил Дагестан. От Ботлиха извилистая дорога идет в гору до так называемого «Форельного озера», затем еще верст 7 в гору до самого перевала, представляющего из себя гору, покрытую желкой бархатной травой, кустарником и крупными камнями, за которыми так удобно скрываться. Дальше идет спуск в Терскую область, к слободе Ведено, через селение Хорочой — родину Зелимхана. От перевала до Ведено верст 30. Керкетский перевал, говорят, неоднократно был местом нападений и укрывательства. Вот здесь и поизошло оно.
Ротмистр Долидзе скакал на лошади в нескольких саженях впереди отряда. Экипаж с инженерами следовал позади, окруженный отрядом. В виду предупреждения о возможности нападения, все ехали начеку.
До Мало-Керкетского перевала все шло благополучно. Перестали даже верить в предупреждение и ехали, шутя и весело разговаривая. В 20 верстах от аула Ботлих из-за крутого поворота дороги с придорожных скал вдруг раздался страшной силы залп. Не успели всадники ответить на выстрелы, как за первым залпом последовал второй и третий, еще более страшный и убийственный. Почти весь отряд уже лежал поверженным. Часть, спасаясь, ринулась с крутого обрыва дороги вниз, предпочитая лучше разбиться, чем попасть в плен к абрекам.
Передают, что трупы убитых были обобраны. Унесено оружие, деньги и драгоценные вещи. Абреки скрылись, уведя с собою в горы раненого подполковника Чикалина.
Рассказ плененного, но случайно ускакавшего на лошади, несмотря на значительную рану в голову, военного инженера подполковника Чикалина рисует следующую картину кровавой драмы, жертвой которой является 20 человеческих жизней.
Около 2-х часов дня на 10-й версте от Форельного озера абрек Зелимхан Гушмазакаев с шайкой туземцев в 10-12 человек вдруг неожиданно открыл с вершины скалы из-за поворота дороги учащенный огонь по нашему отряду. Дагестанцы, ехавшие спереди и сзади, в свою очередь стали отвечать на выстрелы выстрелами. Перестрелка была неимоверно жестокая и продолжалась около часа. Абреки, хорошо скрывшись в скалах, стреляли по ничем не защищенному отряду чуть ли не по выбору. Дагестанцы умирали стойко и доблестно, и на предложения абреков сдаться отвечали отчаянными выстрелами. Я видел много корчившихся на земле в предсмертных судорогах всадников и лошадей.
Брат Зелимхана, лет 16-18-ти, ранен в ногу. Я видел, как ему делали перевязку. Что было дальше он не помнит, очевидно, вследствие раны терял сознание.
Абреки хотели увезти его в горы. Он слышал, как Зелимхан отдал приказание ехать с раненым его братом по гребню горы Абдал-Забавце и спуститься к Хорочою. Бежать от пленения ему удалось в суматохе, которую вызвало в шайке абреков известие о преследовании; ускакал на лошади, кажется, брата Зелимхана.
Ходят упорные слухи, что подполковник, как свидетельствовал, освободился из плена. По показанию раненого в стычке с Зелимханом, шайка последнего состояла приблизительно из 30 человек. Выяснилось, что во время перестрелки большая часть шайки, пользуясь складкой горы, обошла отряд конно-дагестанцев с тылу и открыла по нему перекрестный огонь. К успешному преследованию абреков приняты все меры.
Источник: Библиотека Томского ГУ, Сибирская жизнь. Томск, 1897-1919, 1911, выпуск Приложение к №218
0 Комментариев