Абрек Зелимхан и Мисер-Хаджи мз Борзоя.
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
В глухих горах Чечни, в ауле Борзой, в котором каждый камень хранит память, жил человек, чей дом стал больше, чем просто жилищем. Мисер-Хаджи Шамаев (1865–1942) — чеченский религиозный и общественный деятель — превратил свой дом в место силы, ы котором пересекались путь веры, сопротивления и судьбы целого народа.
Убежище для легенды: Зелимхан в Борзое. Среди тех, кто искал у него приют, был абрек Зелимхан — легендарный чеченский мститель, символ борьбы с царизмом. Легендарный абрек неоднократно бывал у Мисер-Хаджи, находя в его доме не только временное укрытие, но и поддержку, совет, духовное одобрение. Эта связь — не случайность. Она говорит о глубокой истине: даже отдельные воины сопротивления, действующие вне формальной власти, искали благословения у религиозных авторитетов. А Мисер-Хаджи, в свою очередь, не отвергал их, если их цель была — защита народа, чести и земли.
Семья, посвящённая борьбе. У Мисер-Хаджи было пятеро сыновей: Абдул-Азим, БогIдан, Сираждин, Абдул-Азиз, Мовла. Сыновья росли в духе веры и чести. Один из них — Абдул-Азим — похже стал пулемётчиком и участвовал в боях у станицы Воздвиженская в сентябре 1919 года, сражаясь против белых войск в составе отрядов, боровшихся с Деникиным. Однако жизненный путь сыновей Мисер-хаджи закончился не на поле брани - он закончился в тюрьмах НКВД.
Расправа НКВД: пятеро сыновей — пять трагедий. После установления советской власти все пятеро сыновей Мисер-Хаджи были арестованы сотрудниками НКВД. Их обвинили в «контрреволюционной деятельности», в связях с эмиром Узун-Хаджи, в сопротивлении новой власти. Абдул-Азим, Сираждин и Мовла — бесследно исчезли в грозненской тюрьме. БогIдан и Абдул-Азиз — были отправлены в Среднюю Азию, где Абдул-Азиз заболел тифом и умер в больнице Ташкента, Он похоронен в братской могиле, без имени. БогIдан был этапирован дальше — и его судьба остаётся неизвестной.
Мисер-Хаджи пережил своих сыновей. Он скончался в 1942 году, предположительно, от инфаркта, вызванного невыносимой болью утраты. Говорят, что он не пережил гибели пятерых сыновей, что его сердце разорвалось под тяжестью горя. Он был похоронен в Борзое, в родном ауле, где каждый камень помнит его имя.
Post scriptum. История Мисер-Хаджи и его семьи — это не просто семейная трагедия. Это история целого народа, прошедшего через сопротивление, веру, репрессии и молчание. Он верил в справедливость — и увидел, как его сыновей уничтожили. Он жил по шариату — и стал врагом системы, которая не терпела ни чести, ни веры.
0 Комментариев