1912 год. Подборка некоторых документов о высылке религиозных авторитетов
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
Его Императорскому Величеству
От Главнокомандующего войсками
Кавказского военного округа
Рапорт.
Из доклада, представленного мне помощником моим по военной части Генералом от инфантерии Шатиловым, командированным в Терскую область для обследования на месте действий администрации и войсковых команд. А также, причин неуловимости абрека Зелимхана, виновности туземных обществ и отдельных лиц, способствующих его укрывательству и выработки предположений дальнейшей борьбы с ним. Я усматриваю, что самым главным препятствием в поимке названного абрека служат поголовное укрывательство его почти всем туземным населением Грозненского, и Веденского округов и оказываемая им разбойнику в необходимых случаях активная поддержка.
Вследствие сего и в целях достойного наказания чеченского народа за непрерывное, в течение 12 лет, укрывательство Зелимхана и явное ему пособничество. А также и установление порядка дальнейшей борьбы с упомянутым разбойником, я предложил начальнику Терской области принять к исполнению нижеследующие мои распоряжения:
О вышеизложенном всеподданнейше доношу Вашему Император-скому Величеству в дополнение к телеграмме моей от 16 сентября текущего года за № 2633.
Генерал Адъютант, Генерал от Кавалерии Граф Воронцов-Дашков.
Главнокомандующий войсками Кавказского военного округа
7 апрель 1912 г. № 10104 г. Тифлис.
Его Высокопревосходительству Военному министру Сухомлинову В.А.
Милостивый государь, Владимир Александрович.
В виду неоднократных ходатайств чеченского народа о помиловании и возвращении из ссылки на родину жителя селения Старый юрт Грозненского округа, Абдул-Азиза Шаптукаева, как лица, якобы, непричастного к делу «шейхов-зикристов», способствовавших разбойнической деятельности абрека Зелимхана, я принял необходимым произвести новое тщательное расследование о личности и деятельности названного шейха.
Из представленных ныне областным начальством объяснений, по этому поводу, я пришёл к заключению о малой виновности Шаптукаева и непричастности его к вредной деятельности «шейхов-зикристов», направленной к укрывательству и пособничеству разбойника Зелимхана. Приняв во внимание оказанные им в смутный период 1905-1906г.г. нам услуги по улаживанию обостренных отношений между русскими и туземцами, о чём свидетельствовал бывший начальник области Генерал-Лейтенант Колюбакин. Я признал ныне возможным отменить принятую в отношении шейха Абдул-Азиза Шаптукаева меру административного воздействия - высылку из пределов Кавказа, и разрешил ему теперь же возвратиться на родину. О приведении этого решения в исполнение вместе с сим сделано надлежащее сношение с министерством внутренних дел (по Департаменту полиции).
Уважающий вас покорный слуга граф Воронцов-Дашков.
Начальник штаба Кавказского военного округа
21 апреля 1912г. №4977 г. Тифлис.
« О возвращении из ссылки на родину жителя Грозненского округа, Терской Его Высокопревосходительству
области, Кана-Хаджи Хантиева»,
военному министру Сухомлинову В.А.
Милостивый государь, Владимир Александрович.
Рапорт.
Житель селения Нижний Наур, Грозненского округа, Терской области Кана-Хаджи Хантиева по распоряжению Главнокомандующего войсками округа в октябре прошлого года выслан с семьей, в порядке ст. 11-2, т. Учр. Упр. Кавк. Края, по продолж. 1906года, в Калужскую губернию, сроком на пять лет, под гласный надзор полиции, в числе восьми шейхов, изобличен-ных в пособничестве и укрывательстве абрека Зелимхана.
В виду возникших вслед за тем сомнений, как относительно самой личности Хантиева, так о правильности применения к нему вышеупомянутые меры административного воздействия. А также, вследствие неоднократных ходатайств со стороны названного туземца о пересмотре, о нем дела. По приказанию Его Сиятельства графа Воронцова-Дашкова начальнику Терской области было предложено произвести новое тщательное о нем расследование.
На основании представленных ныне Терским областным начальством сведений и объяснений по этому поводу. Главнокомандующий войсками округа пришел к заключению о невиновности и непричастности Кана-Хаджи Хантиева к вредной деятельности шейхов-зикристов, направленной к укрывательству и пособничеству Зелимхану. А потому, признав возможным отменить принятую в отношении его меру административного воздействия – высылку из пределов Кавказского края, - разрешил теперь же возвратить его с семьей на родину.
О привидении этого решения в исполнение вместе с сим сделано надлежащее сношение с министерством внутренних дел (по Департаменту полиции).
Об изложенном, по поручению его сиятельства графа Воронцова- Дашкова, доношу, для доклада военному министру, в дополнение к письму от 18 октября прошлого года за № 6690.
За начальника штаба, Генерал-майор (подпись).
Старший адъютант, Подполковник (подпись).
0 Комментариев