Наместник гор.
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
В царское время его считали врагом, в советское – борцом с самодержавием, а ныне – национальным героем. «Владикавказ облетела сенсационная весть: убит глава кавказских бандитов, легендарный абрек Зелимхан, столько лет наводивший панику на весь Кавказ, – сообщали в конце сентября 1913 года петербургские газеты. – Последнее выступление Зелимхана в Teрской области имело место 11 декабря 1909 года. Тогда, как известно, была открыта пещера, в которой скрывался неуловимый разбойник. Зелимхан был окружен. Почти целый день велась перестрелка. Но Зелимхан все-таки бежал. С тех пор о нем не было никаких известий». Специальные агенты несколько лет занимались его розысками и поимкой, и только осенью 1913 года его настиг «летучий отряд» казаков.
«Летучий отряд» казаков у поверженного врага. Открытка из серии, издававшейся во Владикавказе в 1913 году.Известие о смерти Зелимхана обошло все российские газеты, а во Владикавказе вышла даже серия открыток (одна из них – перед вами), на которых был запечатлен отряд казаков возле убитого Зелимхана, его семейство, его «любимая крепость» Сандукели и даже место последнего боя...
По утверждению специалистов, слово «абрек» имеет сразу несколько кавказских корней – от иранского «бродяги» и «грабителя» до черкесского «молодца» и «удальца». Первоначально на Кавказе под абреком понимали горца, изгнанного родом из своей среды за тяжкое преступление. Потом этим словом стали называть вообще человека, ушедшего по своей воле в горы, живущего вне власти и закона и ведущего партизанско-разбойничий образ жизни. Абрек принимал на себя обет избегать всяких жизненных удовольствий и быть неустрашимым во всех боях. Срок обета иногда бывал довольно долгим – до пяти лет, – в течение которого абрек отказывался от всех прежних связей. Вернуться к обычной жизни ему мог помочь кунак – защитник из другого рода...
Первыми известными кавказскими абреками (после легендарного Шамиля) были Вара, убитый в 1865 году, Назир-абрек и Атабай Карачаевский, а также Иски, организовавший массовый побег из грозненской крепости и убивший адъютанта генерала Скобелева. Но, безусловно, самым известным и почитаемым чеченским абреком был Зелимхан Гушмазукаев.
Сто лет назад петербургских обывателей старались убедить, что на самом деле Зелимхан стал абреком поневоле или по воле случая. Пресса задавалась вопросом: «Кто такой Зелимхан и откуда он явился?»...
Зелимхану Гушмазукаеву (или Зелиману Харачоевскому) не было еще и 45 лет, когда его убили. А начиналось все с того, что он вроде бы защищал честь своей семьи – отомстил традиционной на Кавказе «кровной местью». Впоследствии между враждующими семьями произошло перемирие, но при дознании, как потом выяснилось, местному полицейскому была дана взятка, чтобы он указал именно на Зелимхана как главного виновника случившегося. В итоге в мае 1901 года по акту «кровной мести» его, а также отца и брата осудили на три с половиной года в арестантские роты. Потом Зелимхана перевели в грозненскую тюрьму, из которой он вскоре совершил побег. После чего стал абреком и объявил власти войну. Неуловимость Зелимхана в течение многих лет (с 1901 по 1913 гг.) стяжала ему, как сообщалось в донесениях в Петербург, славу среди «туземцев», а громкие успехи сделали его народным героем. В нагорных селениях Чечни ему даже было присвоено прозвище «наместника гор».
После русской революции 1905 года в Чечне и Ингушетии участились бунты: крестьяне изгоняли чиновников, захватывали частные и казенные земли, не платили налоги и не исполняли повинности. В Веденском районе (на родине Зелимхана) на неповиновение властям крестьян вдохновляли «партизанские» действия отряда бесстрашного земляка. Простой народ видел в нем прежде всего своего защитника и сам тоже защищал его, укрывая от царских властей. Утверждали, что любое село почитало за честь укрывать Зелимхана, несмотря на то что горцам за это грозили жестокие расправы...
Через пятерых студентов-анархистов из Ростова-на-Дону Зелимхан установил связь с революционным движением в России. Они даже вручили ему красно-черный флаг, четыре бомбы и печать, на которой было написано «Группа кавказских горных террористов-анархистов. Атаман Зелимхан». С этого момента полуграмотный Зелимхан скреплял свои послания и ультиматумы этой печатью.
В ходе охоты на неустрашимого абрека были убиты его брат и отец, арестованы жена и дети. За голову Зелимхана царское правительство назначило 5000 рублей, а впоследствии эта сумма увеличилась до 18 000 рублей.
Не помогло. В октябре 1905 года в отместку за 17 расстрелянных войсками на грозненском базаре мирных жителей он расстрелял такое же количество пассажиров-офицеров из остановленного им поезда. В апреле 1906 года убил начальника Грозненского округа подполковника Добровольского. В 1908 году – начальника Веденского округа полковника Галаева за его проекты по землеустройству, вызвавшие в Чечне массовое недовольство. В январе 1910 года совершил налет на грозненский вокзал и увез из кассы, как в насмешку, именно 18 000 рублей. В том же году, когда многотысячный карательный отряд начальника Назрановского округа князя Андронникова начал операцию по поимке Зелимхана, последний устроил засаду и лично убил Андронникова за арест своей семьи, которую так и не удалось отбить его помощникам.
Одним из самых громких дел Зелимхана стало нападение в 1910 году на Кизляр. Переодевшись казаками, участники его отряда ограбили городской банк. Но при этом, как утверждала молва, Зелимхан заблаговременно предупредил власти о предстоящем нападении и даже сообщил о месте и времени планируемой операции. Вот тогда-то приказом по Терской области властями и был сформирован «временный охотничий отряд» во главе с войсковым старшиной Вербицким для уничтожения Зелимхана и его соратников.
Лишь в 1913 году нашелся все-таки человек, который сообщил властям о его местонахождении. 25 сентября отряд под командованием поручика Георгия Кибирова, считавшего Зелимхана своим «кровником», напал на след абрека. Зелимхан был окружен около села Шали и в результате продолжительного и кровопролитного боя погиб.
Позже кто-то из его биографов остроумно заметил: «Однако большевикам так и не удалось установить контакт с Зелимханом, о чем они, конечно, впоследствии очень сожалели, ведь из Зелимхана мог получиться еще один Котовский». После революции абрек Зелимхан стал чуть ли не национальным героем, борцом с царским самодержавием. Помнят Зелимхана и сегодня в Чечне. Памятник ему стоит на въезде в его родное село Харачой.
Виктор ЛАВРОВ-ЗЕМСКИЙ. Санкт - Петербургские ведомости. Выпуск № 234 от 04.12.2013
0 Комментариев