Легендарный абрек ХХ века
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
Не только 300-летним юбилеем дома Романовых запомнился петербуржцам 1913-й год.
В тот год сенсационная весть донеслась с Кавказа. Это произошло в один из сентябрьских осенних дней 1913 года, когда в Петербург из Чечни пришло по телеграфу краткое известие, которого власти ждали многие годы: убит знаменитый кавказский разбойник Зелимхан Гушмазукаев. Его называли «легендарным бандитом ХХ века», «полумифическим разбойником».
ГРОЗА И ГОРДОСТЬ КАВКАЗА.
«Убит абрек, вокруг имени которого создалась грандиозная кровавая легенда, который в течение десяти лет наводил трепет на Чечню и Дагестан, – писала на следующий день одна из петербургских газет. – Зелимхан – разбойник, окруженный ореолом кровавой славы, гроза и гордость Кавказа. Бандит, кровавые похождения которого похожи на средневековые легенды. Имя, которое известно на Кавказе всем, даже маленьким детям».
Кем же был знаменитый абрек Зелимхан? На его совести было около полутора сотни убийств. С шайкой отчаянных головорезов он совершал нападения не только на хутора и отдельных путников, но не боялся вступать и в прямую вражду с властью. На его счету были нападения на вокзал в Грозном, ограбление среди бела дня казначейства в Кизляре и другие преступления.
Многие были склонны воспринимать его как борца с несправедливостью, объявившего непримиримую войну властям. Неуловимость Зелимхана в течение многих лет стяжала ему, как сообщалось в донесениях в столицу, славу среди туземцев, а громкие успехи сделали его народным героем. О Зелимхане слагались песни, в нагорных селениях Чечни ему даже было присвоено прозвище «наместника гор», как бы в противовес наместнику его императорского величества на Кавказе.
Когда началась революция 1905 года, Зелимхан уже был готов к битве. С весны 1905 года в Чечне и Ингушетии начинается волна крестьянских бунтов. Крестьяне изгоняли назначаемых властями чиновников, захватывали частные и казенные земли, отказывались платить налоги и выполнять повинности. И крестьяне всегда знали, что Зелимхан на их стороне.
Через анархистов Зелимхан установил связь с революционным движением в России. В 1911 году с ним встретились несколько студентов-анархистов из Ростова-на-Дону. От них он узнал, что «царь не только чеченцам зло делает». Студенты подробно рассказали о той борьбе, которую ведут рабочие и крестьяне по всей России. Студенты вручили Зелимхану красно-чёрный флаг, четыре бомбы и печать, на которой было написано «Группа кавказских горных террористов-анархистов. Атаман Зелимхан». С этого момента Зелимхан скреплял свои послания и ультиматумы этой печатью.
Отряд Зелимхана начал фактически партизанскую войну против властей. Против него были брошены отряды регулярной армии. В селах, которые укрывали абреков, проводились жестокие «зачистки». Начались преследования родственников Зелимхана: были убиты его брат и отец, арестованы и высланы в Сибирь его жена и дети. За голову легендарного абрека царское правительство назначило 5000 рублей, а впоследствии эта сумма была увеличена до 18000 рублей. Но ничто не смогло сломить Зелимхана и он продолжал свою борьбу.
В апреле 1906 года он убил начальника Грозненского округа подполковника Добровольского. В 1908 году – начальника Веденского округа полковника Галаева, за то что он хотел осуществить антикрестьянские проекты по землеустройству, что вызвало в Чечне массовое недовольство. В январе 1910 года Зелимхан совершил налет на Грозненский вокзал и увёз из кассы 18000 рублей. Не больше и не меньше, явно намекая на ту сумму, которая была положена за его голову. Причем награбленное Зелимхан раздавал бедноте…
Приказом по Терской области властями был сформирован «временный охотничий отряд» во главе с войсковым старшиной Вербицким для уничтожения Зелимхана и его соратников. Но Зелимхан оставался неуловимым. Ни поймать, ни даже убить Зелимхана не могли. Не раз его окружали, но он каждый раз уходил от преследователей. Вокруг его имени складывались легенды. Говорили, что пули его не берут, что будто бы он их заговаривает.
Чтобы выманить Зелимхана, царские власти даже специально вернули из ссылки его семью. Ждали, что Зелимхан «клюнет» на приманку. Но все было тщетно…
И все-таки погоня кончилась. Офицер конного дагестанского полка Кибаров со своим отрядом в двадцать человек 6-й сотни Дагестанского полка 25 сентября 1913 года в семи верстах от Шали окружил хутор, в котором находился Зелимхан. В результате ожесточенного боя легендарный разбойник был убит. Поговаривали, что Зелимхана предали его братья-соучастники, недовольные тем, что тот в последнее время притих и тем самым лишил их заработка.
Однако вот как в современных источниках описывается гибель Зелимхана: «Получив предательский выстрел в спину, абрек отстреливался до глубокой ночи, однако был убит в ходе длительной перестрелки. Пораженные отвагой и мужеством абрека, каратели посмели подойти к его трупу только утром следующего дня. Утром и выяснилось, что абрек держал оборону всю ночь, уже будучи крайне тяжелораненым. На его теле насчитали 32 раны».
Русские официальные издания живописали, как благодарен чеченский народ за избавление от кровавого бандита. А некоторые старейшины, религиозные авторитеты и богатые чеченцы подписали приветственный адрес поручику Кибирову, командовавшему «летучим отрядом», и даже собрали деньги, от которых поручик, как он рассказывал, отказался. Тогда ему подарили драгоценную шашку, принадлежавшую, по легенде, имаму Шамилю.
РАЗБОЙНИКИ ИЛИ БОРЦЫ ЗА СВОБОДУ?
Деятельность самых известных кавказских абреков, в том числе и Зелимхана, пришлась на второе десятилетие ХIX века. Хотя после тяжелой и кровопролитной Кавказской войны прошло уже почти полвека, до «замирения» было еще далеко.
По словам историка Владимира Бобровникова, становление «абречества» относится именно к периоду Кавказской войны, хотя Кавказ всегда считался «разбойничьим гнездом». Русские авторы тех времен писали, что кавказские горцы вообще только и занимались набегами, грабежами и убийствами. Правда, обличители горцев никогда не говорили о том, что во время Кавказской войны подобные жестокости совершались с обеих сторон…
Считается, что слово «абрек» происходит от иранского слова, обозначавшего «бродяга, грабитель». У кавказских горцев этот термин стал обозначать князя или дворянина, изгнанного из общества за проступок или преступление. В русском же языке «абрек» стал символом любого «немирного горца». После же завоевания Кавказа абречество стало не только формой разбоя, но и национальной защитной реакцией против «русского господства». Самими горцами оно воспринималось как продолжение удальства или «хищничества» местных джигитов.
На рубеже XIX – ХХ веков абречество временно стихает, но во время Первой русской революции, отозвавшейся и на Кавказе, оно снова разгорается. Но всему Кавказу бродили шайки, нападавшие на богатых и на представителей властей. К началу Первой мировой войны властям удалось истребить вожаков-разбойников, и Кавказ снова был замирен. Однако, как оказалось, ненадолго.
Во время Гражданской войны на Кавказе снова хозяйничали отряды горцев, и советской власти удалось победить, только склонив на свою сторону большинство главарей этих разбойничьих шаек. Правда, и в 1920-х, и в 1930-х годах в горах нет-нет да и появлялись банды горцев, поэтому властям приходилось держать на Кавказе в постоянной готовности определенное количество войск.
Когда в конце войны многие кавказские народы подверглись депортации, отряды НКВД действовали очень жестоко, подавив всякое сопротивление. Кавказ в очередной раз «замирили», но нанесли тем самым такую тяжелую национальную рану, которая не зажила и по сей день. Горцы – гордый народ, и не прощают нанесенных им унижений.
КАВКАЗСКИЙ РОБИН ГУД?
Знаменитого Зелимхана не забывали в Чечне, причем многие пытались использовать его имя в своих целях. Несмотря на то, что он был врагом, его уважали за отвагу и геройство. Недаром сразу после его гибели во Владикавказе была издана серия открыток, в которых был запечатлен казачий отряд возле тела поверженного Зелимхана, семья абрека, его «любимая крепость» Сандукели.
После революции Зелимхана представляли как «борца за счастье трудового народа», сражавшегося с ненавистным царским самодержавием, эдакого «чеченского Робин Гуда».
Традиция героизации кавказских разбойников продолжалась и дальше в советское время. В 1926 году на студии «Восток-кино» был снят художественный (тогда еще немой) фильм «Зелимхан». Он сохранился не полностью, но и сегодня смотрится как захватывающий романтический триллер. В 1967 году вышел роман «Зелимхан», созданный классиком современной чеченской литературы Магометом Мамакаевым. В нем Зелимхан также представал благородным разбойником.
В нынешнем году в родном селе Зелимхана Харачой почтить память легендарного абрека пришли его потомки, старейшины села и местные жители. Как рассказал его внук, Зелимхан особенно ценил мужество. В отдельных случаях, восхищаясь храбростью русских офицеров, преследовавших его отряды, проявлял великодушие даже к тем, кто попадал к нему в плен. Соблюдая с ними вековые обычаи горского гостеприимства, он оставлял им личное оружие, оберегал их, не допуская расправы. Зелимхан никогда не действовал тайно от властей и всегда предупреждал противника о своем визите. Старейшины села призвали молодежь помнить своих национальных героев.
Об одном из них с некоторых пор напоминает еще и памятник, установленный на въезде на историческую родину Зелимхана. Впервые его установили еще в 1970-х годах, затем памятник несколько раз разрушали во время чеченских войн… Теперь памятник снова восстановлен. На камне сидит усталый джигит с винтовкой, погруженный в свои невеселые думы, а рядом пасется верный конь…
Действительно, для многих жителей Кавказа по сей день Зелимхан является предметом национальной гордости, что еще раз показывает, насколько сложный и совершенно непонятный для европейца мир складывался веками на Кавказе. Мир, в котором торжествуют совсем иные традиции и ценности, нежели в Европе или даже в «европеизированной России». Они могут нравиться или нет, но не признавать, что они существуют, просто нельзя. И хотим мы того или нет, но молва о благородном Зелимхане, которого мы бы посчитали просто отъявленным террористом-уголовником, еще долго будет жить на Кавказе.
Сергей ЕВГЕНЬЕВ. Сетевое издание "Газета ВЕСТИ он-лайн".
0 Комментариев