Петр Захаров
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
Не многие из современников догадываются, что лермонтовский Мцыри - один из самых ярких и любимых персонажей отечественной классики, по национальности — чеченец! Для Белинского он — «пленный мальчик черкес» (черкесами тогда часто называли всех горцев), у Шевырева — «чеченец, запертый в келью монаха», сам Лермонтов нигде в тексте поэмы об этом определенно не говорит, но по ряду деталей можно все-таки судить и о национальной принадлежности героя.
Вспомним сцену поединка с барсом и слова Мцыри: «Как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков...» Все это замечательно перекликается со строками «Илли» — чеченской героической песни: «Мы родились той ночью, /Когда щенилась волчица, /А имя дали утром / Под барса рев заревой...
Прообраз героя поэмы Михаила Лермонтова "Мцыри" - чеченский мальчик, воспитанный в России и ставший в 19 веке первым и единственным профессиональным художником из чеченцев. Пётр Захаров родился в 1816 году в чеченском селении Дады юрт и во времена первой Кавказской войны был вывезен из сожженного ермоловскими войсками селения. Его аул в назидание всей остальной незамиренной Чечни в 1819 году был уничтожен царскими войсками. Упоминание об этой масштабной карательной операции имеется в записках Ермолова. «… Двор каждый почти окружен был высоким забором, и надлежало каждый штурмовать... Многие из женщин бросались на солдат.… Селение состояло из 200 домов 14 сентября разорено до основания...».
Облитого кровью трехлетнего ребенка, взятого из рук умирающей матери, солдаты доставили Ермолову, который захватил мальчика с собой в штаб-квартиру корпуса. Об этом потом в поэме «Мцыри» и упомянул Лермонтов: «Однажды русский генерал / Из гор к Тифлису проезжал; / Ребенка пленного он вез / Тот занемог, не перенес / Трудов далекого пути; / Он был, казалось, лет шести...
Первоначально автор избрал эпиграфом к поэме французское изречение «Родина бывает только одна», но впоследствии заменил его строкой из Библии. Именно так - «Родина бывает только одна» и подписывал уже будучи известным художником и академиком Петр Захаров и подписывал свои художественные полотна.
А тогда в, в 1819-ом маленького пленника Ермолов крестил и передал под присмотр казаку станицы Бороздинской Захару Недоносову, находившемуся при хозяйстве командующего. Позже к казаку попадает и другой сирота – мальчик-лезгин. Имя казака и послужило основой для фамилии двух маленьких пленников, чеченец стал Петром Захаровым, лезгин – Павлом Захаровым.
До 1823 года Петр находился у Захара Недоносова, затем его отдали на воспитание двоюродному брату А. П. Ермолова – Петру Николаевичу Ермолову, который находился в Грузии и командовал 3-й бригадой 21-й пехотной дивизии. Известно, что в Москве в Фонде генерала А.П.Ермолова в Центральном Государственном архиве, в Деле № 182 находятся 17 писем, написанных Петром Захаровичем Захаровым. Там же находится и свидетельство за № 361000, выданное 25 августа 1823 года в городе Тифлисе командиром Кавказского корпуса генералом Ермоловым А.П., о передаче чеченского мальчика, взятого 3-х лет от роду в плен в ауле Дадан-юрт (вариация Дади-юрт) 17 сентября 1819 года, на воспитание генералу П. Н. Ермолову. Несмотря на то, что у Петра. Ермолова было семеро своих детей, он с большой любовью заботился о приемном сыне и сделал все, что мог, для хорошего воспитания и образования юного чеченца. Вскоре Петр Ермолов по состоянию здоровья уходит из армии и поселяется в Москве…
У Петра рано проявилось влечение к рисованию. Как отмечал приемный отец в письме к своей матери, мальчик «…кроме обучения грамоте… рисует все, что попадается под руку. Видимо, будет художник, и неплохой». Более шести лет воспитанника П.Н. Ермолова обучал на дому портретист Л. А. Волков. В 1833 году мальчика зачисляют «посторонним» учеником Петербургской Академии художеств (согласно уставу Академии одаренные дети крепостных крестьян и представители национальных меньшинств зачислялись «посторонними» учениками). За значительные успехи в учебе уже на первом году обучения «чеченец» был принят на содержание Обществом поощрения художников. Его преподавателями были известные русские живописцы, в том числе и знаменитый Карл Брюллов. К этому времени относится и первый, юношеский автопортрет Захарова. Молодой художник активно участвует в выставках и получает денежные премии и серебряные медали. В 1835 году за работу «Старуха, гадающая на картах» он поощряется серебряной медалью, а на художественной выставке 1836 года получает высокую оценку критики. 10 августа 1836 года ему выдается аттестат об окончании Академии и право почетного потомственного гражданина.
С 20 лет Петр Захаров, уже признанный художник, много пишет, выполняя заказы и по собственному выбору, становится модным портретистом. Его кисти принадлежит знаменитый портрет Михаила Лермонтова (1836), с которым они приятельствовали. Известны его работы – портрет писателя и историка А.Н. Муравьева (1838), детей Петра. Ермолова (1839), Императора Павла 1 (1840), выполненный по просьбе П.Н. Ермолова и другие. В 1842 году он получает заказ от Академии художеств на портрет генерала А. П. Ермолова, за который в августе следующего года получает звание академика. В том же году он пишет свой знаменитый автопортрет в бурке с ружьем. Все свои картины Захаров подписывает «Чеченец из Дади-Юрта». Среди его работ также и “Портрет писателя Муравьева”, который хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, а портреты поэта М.Ю. Лермонтова и генерала А.П. Ермолова входят в экспозицию Государственного Русского музея. Несколько полотен Захарова -Чеченца до недавнего времени были представлены и в Грозненском художественном музее. В их числе два его лучших полотна - ”Автопортрет” и “Портрет И.Ф. Ладыженского”. К сожалению, в декабре 1994 года музей в Грозном был разрушен. Как и другие экспонаты, полотна Захарова-Чеченца сильно пострадали. Однако их, в числе других картин, удалось эвакуировать в Москву. В реставрационном центре имени академика Грабаря в течение уже нескольких лет идет работа по восстановлению картин Грозненского музея, в том числе и работ Петра Захарова.
Тоска по далекой и почти забытой Родине сильно угнетала художника. С трех лет не слышавший родной речи выросший в русской семье и воспитанный в лоне русской культуры, он упорно выводил всякий раз на законченном полотне: «Чеченец. Родина бывает только одна». Одно из писем Петра Захарова, написанное 11 февраля 1842 года генералу Ермолову П.Н., даже в сокращенном варианте дает представление о его, судя по всему, одинокой, вне семьи жизни: «Ваше Превосходительство, Милостивейший Государь и добрейший мой благодетель, Петр Николаевич! Драгоценное для меня письмо Ваше я получил от 19 января. … За упрямство свое перед Вами я много наказан. Первое то, что много перенес болезней, потом прошедшее лето меня обокрали почти начисто, а именно шубу, платья, даже чужую мантилью бархатную, взятую для модели портрета, за который при окончании не смел, требовать ничего.как, добрейший мой благодетель, бессчастному везде бессчастно, что я решил попытать счастья в Москве...».
Императорская академия художеств в свое время направила Захарова и на учебу в Италию для дальнейшего совершенствования мастерства. Однако, эта поездка не состоялась: царь Николай 1 вычеркнул Захарова из списка. Между тем стажировка в Италии была бы полезна Захарову и для творческого роста и для поддержания здоровья: он с детства страдал чахоткой. На протяжении всей жизни Петра Захаровича преследовала болезнь легких, которая усугублялась нездоровым климатом Петербурга. Умер Петр Захаров очень рано, в 1846 году, в самом расцвете творческих сил и таланта. О его месте в русском обществе живописцев можно судить по высказыванию К.П. Брюллова, который считал его вторым после себя портретистом в России.
Сегодня мы очень мало знаем о знаменитом земляке. Однако, интерес к его личности и творчеству растет с каждым днем. Сейчас мы можем назвать около 100 подписных произведений Захарова, тогда как буквально лет двадцать назад, их. насчитывалось едва ли 30.
Наверное, не случайно и то, что буквально несколько лет назад Сергеем Тарасовым и Магомедом Вахаевым написана киноповесть «Захар из чеченцев» . Эта повесть – рассказ о дружбе замечательного русского художника чеченца Петра Захарова и великого русского поэта Михаила Лермонтова. В работе над киноповестью авторы использовали материалы произведений Льва.Толстого, Михаила .Лермонтова, .Мугуева и .Шабаньянца. Противоречия и сложная история республики, прослеженная авторами киноповести через странно переплетенные судьбы этих ярких представителей двух народов, дает возможность ответить на вопрос: «Что объединяло и объединяет две родины великого чеченца?» Известно, что в 2006 году Госкино Российской Федерации даже включило в свой творческий план создание художественного фильма по этой киноповести, но, кажется, дело на этом застопорилось и затерялось в чиновничьих кабинетах.
Тем не менее, радует, что мы в общих чертах все таки уже знаем о жизни и творчестве первого профессионального художника из чеченцев академике Захарове. Можно надеяться, что со временем его замечательные труды и его необыкновенная судьба получат достойное отражение в истории не только Чеченской Республики, но и отечественного искусства.
Л. Гудаев. (по материалам СМИ)
Основные даты жизни и творчества П.З.Захарова
1816 год- Год рождения П.З.Захарова, аул Дады-Юрт (ныне ЧР).
1823 год, 25 августа, Тифлис. А.П.Ермолов передает П.З.Захарова на воспитание своему двоюродному брату - П.Н.Ермолову (свидетельство № 3610).
1823 год- Переезд П.З.Захарова в Москву.
1826 год- первая попытка определения 10-летнего Петруши в Петербургскую Академию художеств.
1830 год- Переезд в Петербург для подготовки и поступления в Академию.
1833 год- Посторонний ученик Петербургской Академии художеств (билет №158 от 11 апреля 1833 года). В конце того же 1833 года принят на содержание Общества поощрения художников. Получил право на писание перспективных видов комнат в нем же. В том же году написал портрет Н.А.Постниковой.
1833-1834 гг.-
Написан «Юношеский автопортрет».
1834 год- За участие на выставке копий с картины известного фламандского художника-портретиста и исторического живописца Антониса Ван-Дейка «Молодой принц» получает от Общества поощрения художников 70 рублей.
1834-1836 гг.-
Писание портрета М.Ю.Лермонтова.
1835 год, август - Получение серебряной медали «за экспрессию по живописи» в картине «Старуха, гадающая в карты».
1836 год- Одобрение Совета Академии за «Голову портрета» и получение второй серебряной медали.
1836 год, 19 апреля Постановление Совета об окончании П.З.Захаровым Академии художеств и получении звания свободного (неклассного) художника (Аттестат №46 им получен 4 февраля 1837 года). В том же 1836 году он пишет портрет рыбака и картину «Велисарий с мальчиком, просящим милостыню».
1837 год- Написан портрет генерал-майора свиты.
1838 год- Портрет И.П.Постниковой. Портрет духовного писателя А.Н.Муравьева.
1839 год- Портрет детей П.Н.Ермолова. Портрет А.П.Постниковой (будущей жены художника). Картина «Искушение спасителя дьяволом».
1840 год- П.З.Захаров проживает в Петербурге, на Васильевском острове, в начале года на 7 линии, на Большом проспекте в доме Герасимова в квартире Эйхорна, а в конце года-по Среднему проспекту, между кадетской линией и малой Невы, в доме купчихи Окуловой. В этом году им написаны портреты: неизвестного на фоне интерьера; Жадимеровского, неизвестного юноши, Е.В.Воейковой, Бороздиной, княгини М.П.Волконской, царя Николая I. Выполнен набросок женской фигуры, портрет молодого человека (неоконченный), мужской портрет, два варианта женского портрета.
1840-1842 гг.- 11 декабря 1840 года поступает рисовальщиком в Военное Министерство. В 1841 году П.З.Захаров, живя еще в Петербурге, на Васильевском острове, переезжает на 5-линию, что на углу Набережной, против Академии художеств в Доме моды, а в начале 1842 года-на 11-ю линию, что между Большим и Средним проспектом, в доме Траншеля. За это время им было выполнено более 60 рисунков обмундирования и вооружения российских войск, из коих найдено 37. За высокую технику и мастерство исполнения он дважды поощрялся денежным вознаграждением (5 апреля 1841 года-250 рублей и 10 января 1842 года-175 рублей). В этом же году он пишет портрет художника Н.Теребенева.
1842 год,6 февраля- Пишет прошение в Совет Академии художеств и получает программу на звание Академика.
1842 год,26 апреля- По состоянию здоровья оставляет работу в Военном Министерстве и переезжает в Москву, в дом своего воспитателя П.Н.Ермолова, близ Тверской (ул.Горького) на Чернышевский переулок № 236 (ныне ул.Станкевича, № 6).
1843 год,30 апреля- Получает звание Академика за портрет А.П.Ермолова. В том же году пишет автопортрет в бурке и портрет Н. А. Некрасова.
1844 год- Пишет портреты: А.В.Алябьевой (в замужестве Кирее-
ва), Неизвестного в черном сюртуке, И.П.Постникова (брата жены художника), доктора Ф.И.Иноземцева (в двух вариантах), групповой (семейный) портрет, композитора П.П.Булахова (предварительный рисунок к труп- повому портрету), И.П.Ладыженского.
1845 год- Пишет портреты: историка, профессора Т.Н.Грановского, НАПостниковой (матери жены художника), «Неизвестной на смертном одре», «Неизвестного», Г.Л.Волковой (первой невесты).
1846 год- Портрет герцога Максимилиана Лейхтенбергского-президента Академии художеств. 29 сентября 1846 года на общем собрании Академии художеств конфе-ренц-секретарь В.И.Григорович сообщил о кончине Петра Захаровича Захарова... «Захаров, чеченец по происхождению, известен как отличившийся и необыкновенно обещавший в сем же роде живописи...» Предполагается, что он похоронен в Москве, рядом со своей женой, на месте, где погребены Постниковы.
Имеется и ряд других им выполненных работ, не датированных, например, портреты: П.Н.Ермоловой, А.Г.Ермоловой, Григория Ермолова ребенком, историка М.О.Семенова, Карамаленкова, «Неизвестного», картина «Моление о чаше» (предсмертная) и ряд других, до сих пор не найденных.
Источник: ИА "Чеченинфо"
0 Комментариев