Абузар Айдамиров
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
Жизнь и творчество великого чеченского классика Абузара Айдамирова – тема вечера, прошедшего в Общественной палате Чеченской Республики.
За свою жизнь Абузар Айдамиров встречал многих людей, которые впоследствии стали его друзьями, соратниками.
В этот вечер вспомнить великого писателя собрались известные общественные деятели, творческая интеллигенция, среди которых были Эдуард Мамакаев, Мовла Осмаев, Хамзат Умхаев, Канта Ибрагимов, Хасан Туркаев, Машар Айдамирова, Хамзат Юнусов, Абдулла Истамулов, Гаирсолт Батаев, Аслан Таймусханов и многие другие.
Как отметил в своем выступлении Эдуард Мамакаев, из всех писателей самым известным и популярным, ставшим классиком еще при жизни, является Абузар Айдамиров.
Абузар Айдамиров по праву считается народным писателем и поэтом – его трилогия, включающая книги «Долгие ночи», «Молния в горах» и «Буря», рассказывает об истории чеченского народа, о его жизни и роли в кавказских войнах XIX века. В этих книгах раскрывается характер чеченского народа, реалистично описываются быт и нравы того далекого времени.
- Герои книг Айдамирова – и простые горцы, и народные герои, - сказал Э. Мамакаев.
По словам Канты Ибрагимова, он бесконечно благодарен Абузару за его поддержку в начале творческого пути.
- Хочу отметить, что именем Абузара Айдамирова названы улицы в городах и селах Чечни, снят документальный фильм, вышло несколько книг о его жизни и творчестве. В настоящее время создан Оргкомитет по празднованию юбилея писателя. Готовится полное собрание его сочинений,- сказал Канта Ибрагимов.
Хасан Туркаев подчеркнул:
- Чеченское общество, наконец – то, обратилось к своему духовному прошлому - духовным деятелям. Не буду перечислять труды Абузара. Нам достаточно его душевного тепла и внутренней культуры. Хочу рассказать о том, как мы познакомились с ним.
Это были шестидесятые годы прошлого столетия. Абузар был очень внимателен к молодым, начинающим ученым и радовался появлению нового таланта. В 1970 году мне поручили написать рецензию на его трилогию «Долгие ночи», книга была одобрена и издана. Это был прорыв! Впоследствии Абузар благодарил всех, кто принимал участие в издании трилогии. В то время Абузар был первым писателем, который написал историко-революционный роман. Это первый человек, который заглянул в прошлое народа, показал расслоение чеченского общества. Буржуазию, которая никогда не была с народом. Его роман послужил новым витком в сознании людей, дав импульс роста мировоззрения,- говорит он.- Это первый писатель, заметивший, как рушатся морально- нравственные ценности общества и забивший тревогу. Он прозорливо видел будущее. В промежутках перед написанием новых произведений Абузар писал острые публицистические статьи. - Это была многогранная и мужественная личность. Также он составил историческую хронологию всей истории чеченского народа, что было тяжелым трудом в те времена. Абузар искренне любил свой народ и был истинным «къонахом», настоящим чеченцем,- отметил Хасан Туркаев.
Мовла Осмаев рассказал, что в его произведениях витала тема мира, мирного сосуществования со всеми народами мира.
Далее Мовла Осмаев порекомендовал провести научно- творческую конференцию, посвященную великому писателю.
Участники вечера делились своими воспоминаниями о встречах с писателем, о его скромности в быту, честности, порядочности, принципиальности.
В завершение был рассмотрен ряд предложений для Оргкомитета, а именно: издание сборника сочинений писателя; снятие документального фильма о жизни и творчестве писателя; учреждение литературной премии открытие фонда имени Абузара Айдамирова.
Абузар Абдулхакимович Айдамиров родился 29 октября 1933 года в небольшом селе Мескеты Ножай-Юртовского района. Айдамиров ощутил потребность излагать свои мысли на бумаге, когда ему было более 30-ти лет – первый рассказ Айдамирова был опубликован в 1957 году.
Айдамиров писал небольшие рассказы и стихи, его периодически печатали, но писатель избрал другой жизненный путь – он не придавал серьезного значения своей литературной деятельности. Поэтому Айдамиров поступает на историко-филологический факультет Чечено-Ингушского государственного педагогического института, который с успехом заканчивает в 1963 году. С этого времени и долгое время Айдамиров посвящает себя педагогической деятельности, сначала в качестве учителя, а потом и директора школы в родном селе Мескеты.
В эти годы Айдамиров продолжал писать, писать об истории своего народа, показывая всю правду, ничего не скрывая. Часто его книги были по-настоящему историческими, вымыслом писателя в них были лишь некоторые детали. За свою деятельность писатель в 1964 году был принят в Союз писателей СССР.
Чувствуя потребность в профессиональном росте, А.Айдамиров в 1967 году поступил на Высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР, где проучился два года. По окончании курсов, в 1969 году, Абузар был избран членом правления Союза писателей ЧИАССР, где успешно выполнял свои обязанности до 1989 года.
Абузар Айдамиров писал, в основном, на чеченском языке, поэтому оставался и остается неизвестным за пределами Чечни.
В 1972 году появилась книга «Долгие ночи». Она сразу завоевала любовь читателей, но книга была издана на чеченском языке, но не была переведена на русский, потому и не проникла за пределы республики. Интересно, что сам писатель никогда не переводил свои произведения на русский язык . Но никто, кроме самого Айдамирова, не смог бы передать все заложенные в его книги чувства и мысли, поэтому ни у одного из переводчиков не нашлось ни сил, ни решительности проделать этот труд.
С конца 70-х годов прошлого века творчество чеченского писателя находилось под негласным запретом. Слишком уж правдивыми были книги «Долгие ночи», «Молния в горах» и «Буря», слишком много в них сказано, и слишком мало в них вымысла. История, описанная в этих книгам, шла вразрез с официальной. Айдамирова практически не печатали, однако он оставался членом СП СССР – в Союзе писатель был практически неизвестен, а его книги носили, так сказать, «локальный» характер. В эти годы Айдамиров писал «в стол», надеясь, что эти произведения когда-нибудь напечатают.
Несмотря на опалу, Айдамиров имел высокое общественное положение, его уважал и любил весь чеченский народ, его ученики считали писателя своим духовным наставником. Это всенародное уважение и доверие подтолкнуло писателя на новую деятельность – политическую. Айдамирову верили, потому он в 1989 году стал народным депутатом Верховного Совета РСФСР первого созыва. В этом качестве Айдамиров прослужил своему народу до прихода к власти Дудаева в 1993 году.
Всю свою жизнь писатель прожил в родном селе, выезжая из него лишь по крайней необходимости. Айдамиров не покидал Мескеты даже во время военных кампаний, когда село постоянно подвергалось нападениям. Писатель не опасался за свою жизнь, его душа болела за страдающий чеченский народ.
Войны кончились, в республике налаживалась мирная жизнь, а в 2004 году произошло знаковое для чеченской литературы событие – был воссоздан Союза писателей Чеченской Республики, и неудивительно, что его первым председателем единогласно был избран Абузар Айдамиров – признанный патриарх чеченской литературы.
Но пробыл писатель на этом посту недолго – в 2005 году Абузар Айдамиров ушел из жизни, оставив после себя бесценное культурное наследие, которым так дорожит народ Чечни. Его книги пропитаны любовью к своей Родине и своему народу, мечтами о мирной жизни, о прекращении бессмысленных кровопролитий. Его бессмертные произведения всегда будет напоминать потомкам о тяжелой жизни и пути к свободе, который проделал народ Чечни.
Источник: ИА "Чеченинфо"
0 Комментариев