Легендарный…. Аднан Шахбулатов. ЖЗЛ
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
laura_radio пишет: 25 ноября родился основоположник чеченской профессиональной музыки, великий композитор Аднан Шахбулатов будь он с нами отметил бы очередной
день рождения. Но не довелось ему отмечать эти дни. Он ушел из жизни в 54 года, тихим, еще мирным летним днем (4 июня 1992 года. И началась жизнь после смерти, о которой мечтает любой человек. Однако достается она лишь избранным, тем, кого, как говорят, «поцеловал Всевышний».
Аднан Шахбулатов, вне сомнения, был любимцем неба. Читатели, знающие о драматической судьбе композитора, который почти двадцать лет из своей короткой жизни провел в неподвижности, прикованным к постели, с сомнением могут принять это определение. И тем не менее, это так. С рождением получить уникальный музыкальный талант – чем не подарок судьбы? Да, в расцвете сил на него обрушилась беда. Но в страданиях расширяется сознание, шлифуется, углубляется душа, раскрываясь новыми гранями. А сытый благополучный человек менее восприимчив, у него и глаза хуже видят, и уши меньше слышат.
Всевышний, наверное, послал Аднану Шахбулатову немыслимые испытания, чтобы максимально обострить его чувства, чтобы он смог во всем богатстве и полифонии увидеть мир – его великое творение и показать людям, которые в погоне за хлебом насущным, за мирскими благами не замечают окружающей их красоты.
Два десятилетия парализованный композитор жил в клетке квартиры многоэтажного дома – сначала на улице Ленина, потом Розы Люксембург и видел смену времен года, дней и ночей, капризы погоды, звезды, солнце, луну, тучи и облака в небольшом квадрате окна третьего этажа. Но несмотря на свое вынужденное заточение, он был живее всех живых и здоровых и умел быть сопричастным ко всем событиям, происходившим в его родном городе Грозном, республике, стране. И не только благодаря радио и телевизору, книгам и газетам, которые приносила всегда верная спутница Зоя. Дом Шахбулатовых был своего рода Меккой для чеченской интеллигенции. Здесь часто бывали и высокопоставленные лица, и знаменитости, включая певцов Иосифа Кобзона и Людмилу Сенчину, и журналисты, и писатели и многие другие.
Аднан Шахбулатов притягивал людей масштабностью и неординарностью своей личности, уникальным талантом и жаждой жизни, которой заражались все, переступившие порог этого гостеприимного дома. Причем, больной композитор не обладал «уютным» характером. Искренний до бескомпромиссности, он очень часто говорил горькую правду в глаза, не щадя чувства посетителя.
То, что Аднан отмечен божьим даром, было заметно уже в детстве. Рожденный в Урус Мартане, в 6 лет он, как и весь народ, оказался спецпереселенцем. Семья Шахбулатовых в депортации жила на окраине Алма Аты. Мальчик испытал, как и другие, и голод, и холод. Но переносил любые трудности легче, чем другие дети, потому что искал и находил духовную пищу: любил рисовать, слушать музыку. Однажды по дороге в школу он услышал из уличного радиоприемника волшебную музыку, которая его пронзила до глубины души. Позже он узнал, что это была «Маленькая ночная серенада» Моцарта.
В 14 лет Аднан пришел в заводской духовой оркестр и попросил руководителя, Николая Ивановича Левцова, взять его трубачом. Но его не приняли, что, однако, не спугнуло желания мальчика добиться цели. Он все равно приходил и под дверью слушал репетиции оркестра, ловя каждое слово руководителя. Однажды Н.И.Левцов задал вопрос своим подопечным, на который никто не ответил. Тогда Аднан, переборов волнение, открыл дверь и спросил: «Можно, я отвечу?» Настойчивость подростка на этот раз была вознаграждена. Так он попал в оркестр, стал трубачом и любимым учеником Николая Ивановича.
После школы, в 1957 году (он поздно, только в 9 лет пошел в школу А.Шахбулатов решил поступать в Алма Атинское музыкальное училище, причем, на самое сложное отделение, заявив приемной комиссии: «Я хочу стать композитором!» Абитуриента спецпереселенца, да еще, не владеющего музыкальной грамотой, не хотели принимать. Потом все таки пошли навстречу, поставив условие: освоить семилетний курс музыкальной школы за полгода.
Аднан учился, не зная отдыха. Спал три часа в сутки. Сначала занимался с преподавателями, потом самостоятельная работа. Очень часто оставался ночевать в училище, потому что дома не было пианино. Однажды об этом узнал педагог и решил поговорить со своим необычным студентом. Тут выяснилось, что Аднан скрыл от родителей свой выбор, объявив, что поступил, по их желанию, в торговое училище.
На следующий день целая делегация педагогов училища во главе с директором отправилась домой к Шахбулатову уговаривать отца. В конце концов его удалось убедить, что у сына – музыкальный талант и он должен его развивать. Получив родительское благословение, Аднан удвоил свое упорство в учебе и вскоре стал гордостью своего учебного заведения.
Затем последовал переезд семьи в Грозный и перевод будущего композитора в Грозненское музыкальное училище, которое славилось своими педагогами. Однако здесь не было теоретического отделения. Вопрос пришлось решать на уровне Министерства культуры восстановленной Чечено Ингушетии, где ему объявили:
– Имейте в виду. Для вас и ради вас в училище открывается теоретическое отделение. Вы первый чеченец, кто будет обучаться композиции в этих стенах.
Аднан Шахбулатов не только оправдал, но и превзошел надежды всех, кто в него поверил. После учебы в Грозном он поступил в Московский музыкально педагогический институт имени Гнесиных на композиторское отделение. А через некоторое время – на режиссерское отделение Государственного института театрального искусства. Неистовая жажда познания и творчества становится главной страстью начинающего композитора. При этом Аднан, рано повзрослевший в депортации, выросший в обстановке всеобъемлющей тоски по родине, считал своей целью не личный успех, а служение искусству во имя продвижения республики вперед. Причем, в среде тогдашней молодежи он не был одинок в своем патриотическом порыве. Известный театральный деятель, режиссер Национального театра Руслан Хакишев говорит о том времени:
-После возвращения из депортации в республике началась культурная революция. Мы были поколением патриотов энтузиастов. Очень много читали, учились. Каждое лето в республике собиралась на каникулы творческая молодежь. Одним из самых ярких моих впечатлений было знакомство с Аднаном Шахбулатовым. Он был высокообразованным человеком. Помню, как он ездил по горным селениям с магнитофоном, записывал народную музыку.
Всенародную любовь Шахбулатову приносит песенное творчество («Мой город», «Какая ты своенравная», «Краше нет тебя», «Женюсь только на тебе». Мовсар Минцаев, Лейла Мусаева, Имран Усманов, Султан Магомедов, Сулейман Токкаев – лучшие певцы считали за честь исполнять песни Аднана. Но чаще других этой чести удостаивается Мовлид Буркаев. Молодому композитору не было и тридцати, когда его слава вышла за пределы республики.
В 1973 году 29 октября в столице Северной Осетии проходил ежегодный конкурс «Пластинка дружбы». Аднан Шахбулатов возглавлял жюри конкурса и поэтому поздно возвращался в гостиницу. Молодой, талантливый, знаменитый, у него было множество планов и творческих проектов. Но несчастный случай поставил на них крест. В результате автокатастрофы Шахбулатов получил перелом позвоночника и неподвижность на всю жизнь.
Человек кипучей энергии и невероятной работоспособности, чей талант был востребован и в театре, и на телевидении, и на радио, и в филармонии, вдруг оказывается прикованным к постели – такой удар судьбы мог сломить любого. Но Аднана спасла сила воли и любовь – к жизни, к искусству, к творчеству. И еще – преданная Зайнап – мудрая, добрая, лучший помощник и советчик. Ее с полным правом можно считать соавтором музыкальных произведений, родившихся после той страшной аварии. Среди них вокально симфонический цикл «Из чечено ингушской поэзии» и лирическая кантата «Разлука», за которые в 1983 году Аднан получил престижную премию Союза композиторов России. Эти и другие сочинения нашего земляка звучали в лучших концертных залах Москвы, Ленинграда, Минска, Киева и т.д.
Аднан был первым в эстрадном жанре. Он написал огромное количество музыкальных композиций разного жанра.
Аднану было что сказать людям, его душа, «пульсирующая» в звуках», настолько огромна, его сочинения – целый мир, вобравший чувства и пережвания не только своего народа, но и всего человечества.
Это дано не каждому художнику, а лишь избранным…
Источник: ИА "Чеченинфо"
0 Комментариев