Мепурнов Г. Х. - основоположник чеченской национальной композиторской школы. ЖЗЛ
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
Мепурнов Георгий Христофорович (1900, г. Грозный - 1957) - грузин по национальности, советский композитор и музыкально-общественный деятель, выпускник Московской консерватории, основоположник чеченской национальной композиторской школы и профессиональной музыки в Чечено-Ингушетии, автор первых национальных произведений (оркестровый и камерные жанры).Он является организатором и руководителем первого оркестра чеченских и ингушских народных инструментов (1936; с 1939 - Чеч.-Ингуш. ансамбль песни и пляски; ныне Государственный ансамбль танца "Вайнах"), музыкального училища в г. Грозный (1936). Советские газеты 30-х годов XX века называли его «первым горским композитором, дирижером и пианистом».
Для творчества Мепурнова характерна прочная связь с национальным фольклором. Он связал свою творческую судьбу с Чечней и плодотворно работал в ней в тридцатые годы прошлого столетия. Разносторонне образованный музыкант, одаренный композитор, он был хорошим организатором, настоящим музыкантом-общественником и педагогом и потому его вклад вклад в развитие чеченской музыкальной культуры неоценим.
Сразу же осле создания Чеченской автономной области Г. Мепурнов организовал первый советский духовой оркестр при областной милиции, который играл чеченскую музыку. Чуть позже, завершив свое музыкальное образование в Московской государственной консерватории по классу композиции у Р. М. Глиэра, он возвращается в Чечню, где начинает активно заниматься композиторской и организаторской деятельностью. Г.Мепурнов создает сначала музыкальную студию для чеченской молодежи, а затем, в 1936 году, и первый чеченский оркестр народных инструментов.
Для создания оркестровой группы дечик-пондуров были привлечены профессор Московской государственной консерватории В. М. Беляев, заведующий учебной частью Грозненского музыкального училища М. М. Халебский и музыкальный мастер-конструктор П. А. Шошин, успешно проведший реконструкцию народных инструментов в ряде братских республик. На основе старинных народных трехструнных дечик-пондуров при сохранении их формы была создана группа оркестровых инструментов: пикколо, прима, альт, тенор и бас. Для усиления звучности при игре на дечик-пондурах были введены медиаторы. В этой оркестровой группе был также использован балалаечный контрабас с его обычным строем как наиболее звучный из группы щипковых струнных инструментов. Группа адхоку-пондуров также расширилась: в ней появились примы и альты.
Пополненный гармониками, зурной, ударными инструментами, оркестр народных инструментов дал возможность Мепурнову ввести в его репертуар многие произведения. Им, талантливым композитором и дирижером, было обработано и переложено для оркестра, а также для фортепиано и других классических инструментов огромное количество чеченских народных мелодий, как, например, «Горские северо-кавказские эскизы», «Дадижа» (чеченская колыбельная песня), «Бердыкельский танец», «Урус-Мартанский танец». Немало создал Г.Мепурнов на основе чеченской народной музыки и оригинальных произведений. Им была написана музыка к пьесе С.Бадуева «Алхан-кала», музыкальная поэма к 10-летию советской Чечни, «Коллективный горский танец».
Концерты оркестра чеченских народных инструментов под руководством Г.Мепурнова пользовались огромной популярностью, как в самой Чечено-Ингушетии, так и за ее пределами. Творческая деятельность Мепурнова была прервана в годы репрессий, в связи с чем большая часть его ценных рукописей не сохранилась.
Сочинения: для орк. - Героическая поэма Чечни (памяти Асланбека Шерипова, вариант для фп., изд. 1934), фантазия на чеч.-ингуш. темы; Чеченская мелодия для струн. орк.; Чеченское попурри для духового орк.; для фп. - Горские эскизы (8 пьес), Поэма к 10-летию автономной Чечни, Коллективный горский танец; Восточная поэма для влч. и фп.; Песни Чечено-Ингушетии для хора a cappella; музыка к спектаклю "Алхан-кала" ("Красная крепость"); обр. нар. песен.
Литература: Беляев В., Г. Мепурнов - первый горский композитор, "СМ", 1934, No 7; Данилевич Л., Народные песни в записях и обработках, "СМ", 1937, No 4; Rечменский Н., Музыкальная культура Чечено-Ингушской АССР, М., 1965, с. 30-31, 37-38, 40, 42, 45.
Источник: ИА "Чеченинфо"
0 Комментариев