Особенностью общественно-политического положения адыгского этноса в конце XIX - начале XX вв., являлось то, что процессы адаптации адыгов в составе российского общества и государства всё ещё продолжались и были далеки от своего завершения.
После первой русской революции 1905—1907 годов Северный Кавказ продолжили усмирять до Первой мировой войны. Во время первой русской революции 1905—1907 годов на Северном Кавказе самой распространенной формой сопротивления властям стало абречество — уход в горы и ведение партизанско-разбойничьего образа жизни.
Наверное, ни одно социальное явление на Кавказе не получило такого романтического ореола, как абречество. У кавказских народов абрек, фактически изгой общества, был, тем не менее, символом мужества и отваги, борцом за социальную справедливость. Именно им, абрекам, посвящались песни и в их честь слагались легенды.
Такую странность я увидел на днях, читая одну из нескольких книг об абречестве на Кавказе. Именно во время войн и агрессий историки и психологи отмечают патриотические порывы населения. И часто они бывают со стороны тех, от кого их вовсе не ждешь или кто их не должен был бы проявить по логике вещей.
Чечня - социально уникальное явление. На всем Кавказе царизм по мере покорения кавказских народов прибегал к тактике подкупа и интеграции местных феодалов (князей, беков и т.д.) - их "аристократическое происхождение" признавалось, они уравнивались в правах с российским дворянством и аристократией, их наделяли специальными привилегиями (религиозной и судебной автономиями и т.п.).
© 2016 abrek.org Портал Абрек