Абречество как одна из форм сопротивления царизму
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
Окончание Кавказской войны, покорение Восточного, а затем Западного Кавказа, упразднение Абхазского княжества и последующие неоднократные восстания в Абхазии, Чечне и других частях Кавказа, введение военно-административного управления,колонизация Кавказа, репрессии царской администрации по отношению к кавказским горцам вызвали у них массовую миграцию в страны зарубежного Востока,которая происходила в основном насильственным путем. Одной из форм сопротивления царизму было абречество: на карательные экспедиции царских генералов, даже после покорения Кавказа, горцы отвечали стремительными и дерзкими акциями, приводившими в трепет военную администрацию Кавказа. А. Шерипов писал по этому поводу:
"Но особенную окраску абречество приняло после окончательного утверждения царской власти на Кавказе. Несоответствие русского суда и обычного права горцев, преступная администрация Кавказа и общая политика притеснения заставляли многих сильных личностей из чеченцев (и вообще из кавказцев) становиться на нелегальное положение... Их продолжали преследовать - и для успешной борьбы с вредным элементом ввели систему круговой поруки. От этого возмутительного акта страдали уже лица, имевшие несчастье быть родными или даже просто односельчанами "преступника"... Это создавало новые кадры озлобленных людей, решившихся на все... И вот начиналась месть начальству: абреки убивали административных лиц, грабили почту, казначейства и др. правительственные учреждения... а власть еще пуще налегала на мирное население: штрафы, экзекуции, высылка в Сибирь, виселица и т. д.
Власть терроризировала мирное население, абреки терроризировали эту власть. И, конечно, народ смотрел на абреков как на борцов против притеснений и зверств власти... Наиболее отважные и удачливые из абреков так поражали психологию чеченцев, что они считали их продолжателями дела Шамиля и его мюридов. В одно время ходили даже слухи, что Зелимхан объявит себя имамом и изгонит царскую власть... Вот этот характер политического протеста и борьбы с властью придавал абрекам в глазах народа ореол национальных героев, что в свою очередь отразилось в песнях"
По сей день у абхазов бытуют песни и предания о тех, кто бесстрашно сопротивлялся самодержавной политике царизма, - это Катмас-ипа Халыбей, Атрышба Ханаш, Ахьы Шабат Маршьан, Чызмаа Едыг, Адагуа-ипа Инадла, Адагув-ипа Зекериа, Ажьгирей-ипа Кучук, Мыстаф Чалакуа, Ацанба Хакыбей, Чкуаку Кяща и др.
Извл. из Руслан ГОЖБА От Кубани до Нила.
Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина» №1 2000
0 Комментариев