Ахия-Хаджи Жангуразов

18/12/2016 0 Комментариев 5 242 Просмотров

    




ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:

Ахия-Хаджи Жангуразов Ахия-Хаджи Жангуразов — видный исламский деятель Балкарского народа. Абрек, имя которого было известно далеко за пределами родного ущелья. Это яркая личность с драматической судьбой, полной страданий и мук за правое дело, рьяным поборником которого он был. Это коренастый человек, который обладал огромным запасом энергии, немного жёсткий, но не жестокий.

У него были пронизывающий взгляд, и, пожалуй, самая величавая походка среди своих соплеменников — его узнавали везде и сразу. Ахию Хаджи уважали все, в независимости от сословия. Его приговоры, выносимые по законам Аллаха, были честны и справедливы для всех. Ещё в царское время он начал заниматься судопроизводством, всегда говорил то, что считал правильным, входил в конфликт с оккупационной администрацией, за что уже тогда был преследуем ими.

Он обучал людей исламу, за что был неугоден и советским властям. Но он продолжал идти своим путём. Старался никого не проклинать, даже лютых врагов. Будучи по их вине приговорённым к трём годам концлагеря, отбыв срок и вернувшись домой, он не потерял своих лучших качеств, не дрогнул и не сдался.

Через четыре месяца его снова оклеветали, после чего Ахия-Хаджи присоединяется к абрекам. Его убивают русские захватчики, а затем издеваются над трупом. Но как бы то ни было, он остался в народной памяти достойным сыном своего народа.

Ахия Жангуразов родился в1870 году в Верхней Балкарии, в ауле Кюннюм. Он был пятым ребенком в семье. На пиршестве, устроенном его отцом Тавшуром, в честь рождения сына присутствовал Асланмурза-Хаджи Абаев, который в разгар беседы сказал, что желал бы видеть в мальчике ревностного служителя Ислама. Тавшуру это понравилось, и он подумал: «Хотя бы такого, как ты, больше ему и не надо».

Старейшина рода Жангуразовых Абрек дал ему имя пророка Яхьи (мир ему). Впоследствии его имя немного изменится, так как у балкарцев его произносят как Ахия, но он сам, став взрослым, будет расписываться всегда «Яхья Бин Жангураз», что в переводе с арабского означает «Яхья сын Жангураза», то есть из рода Жангуразовых.

В детстве Ахия отличался от своих сверстников, в первую очередь, твёрдостью своего характера. Он был целеустремленным, а также охотно участвовал в спортивных состязаниях.

Вместе с тем его интересовали и исламские науки, любовь к которым прививал его отец. Сам он был неграмотным, но очень желал обучить сына грамоте, тем более мальчик сам изъявлял желание.

Согласно преданию, Ахия изначально учился у известного в Балкарии шейха, кумыка Абу Салама Омаева. Последний очень сильно воздействовал на мальчика своими рассказами и, увидев способности Ахии, стал заниматься с ним более интенсивно.

Стремление к знаниям у Ахии замечал и Асланмурза-Хаджи Абаев, который считался в Балкарии самым рьяным проповедником Ислама и стал Хаджи в очень раннем возрасте (лет тридцати). Причем Абаев имел и духовное образование, а по авторитету в обществе не было в тот период ему равных.

Когда мальчику исполнилось 16 лет, отец его по наставлению Омаева и Абаева отправил на учёбу в Дагестан.

Ахия любил занятия по арабскому языку, ведь, изучив его, он сможет читать Коран и всю исламскую литературу, о которой раньше только лишь слышал от своего учителя в Балкарии. Кроме того, здесь, в Дагестане, ещё очень живы были воспоминания о Кавказской войне, и он с большим восхищением слушал рассказы, повествующие о джихаде горцев-мусульман против царизма и колониальной политики России на Кавказе.

Безусловно, его привлекал личность имама Шамиля, образ которого здесь представлялся разными рассказчиками по-разному, порой даже противоречиво. В любом случае всё это имело мощное воздействие на мировоззрение Ахии. В свободные часы, когда все задания были выполнены, он любил читать арабских и персидских авторов.

Сдав все экзамены, и получив документ об исламском образовании, он отправился в Хадж вместе со своими друзьями, для чего было получено специальное разрешение марионеточных властей.

Итак, Ахия отправляется в далёкое путешествие с целью паломничества и, если получится, то продолжит своё образование на земле Аравии. Ахия отправился в свой первый Хадж вместе со своими друзьями, с которыми он проучился 3 года в Дагестане, и учителем Гамзатом, не раз совершавшим паломничество. По пути следования через Азербайджан и Грузию для молодых выпускников медресе все было ново: люди, нравы, обычаи, архитектура, другие города, другие языки.

Через два месяца они прибыли в большой турецкий город, в котором находился целый комплекс образовательных учреждений, где изучали Ислам. Здесь Гамзат устроил всех ребят на учебу, чтобы те в течение года повысили свои знания в области исламских и «светских» наук.

На следующий год Гамзат объявил, что они продолжат путь в Аравию. В Мекке вместе с паломниками, собравшимися сюда со всех концов света, группа с Дагестана также аккуратно выполняла все обряды Хаджа, слушала проповеди прямо внутри Аль-Харама. После группа отправилась в Медину. По настоянию Ахии пробыли они здесь долго: молились, слушали проповеди известных учёных Ислама, общались с мусульманами, прибывшими из разных стран.

На обратном пути он на полтора года остановился с Гамзатом в Ираке, где и получил после сдачи экзаменов документ о высшем исламском образовании.

По возвращению в родное ущелье Ахия-Хаджи, начинает проповедовать Ислам, становится Шариатским судьей, принимает активное участие в строительстве центральной джума-мечети.

Как известно, в конце XIX века в Балкарии начались новые волнения, в основном из-за обострившегося аграрного вопроса. В тех событиях активное участие пришлось принять Ахие-Хаджи, вследствие чего происходили трения с представителями оккупационных властей. Но наиболее драматичные страницы из жизни Ахии-Хаджи открылись чуть позже.

В 1917 году Ахия-Хаджи Жангуразов призвал жителей ущелья не участвовать в революционном движении, ибо и большевики, и кадеты чужды мусульманам во всех отношениях, а простые балкарцы смогут устроить свою жизнь по законам Шариата Аллаха.

Все же в 1918 году Ахия-Хаджи, поддавшись лозунгам большевиков о равенстве, справедливости и свободе, в один момент переменил свои взгляды на сущность революции. Собрав за два дня 400 вооружённых всадников, двинулся с флагом в Кашхатау, затем в Нальчик. Здесь первый Балкарский отряд помогал большевикам около недели. Но в Нальчике Ахия-Хаджи осознал, что за красивыми лозунгами большевиков стоит что-то иное, отличное от внешней формы. Да и обещания свободы вероисповедания лживы, ибо эта власть против всякой религии, а зачем же тогда им помогать? Он срочно собрал всех единомышленников и произнес речь, в которой выразил своё отношение к увиденному в Нальчике, объявив, что раскаялся в содеянном и намерен сейчас же отходить с отрядом в Балкарию.

Теперь Ахия-Хаджи понял, что большевики своими действиями не только не восстановят порядок, но и посеют новую смуту среди мусульман. Он предчувствовал страшную трагедию и говорил об этом во время проповедей, но не знал, что самое страшное горе ожидало в первую очередь его семью и его самого.

Установление новой власти на Кавказе, как известно, происходило долго и мучительно. Разделение общества, постоянное кровопролитие, насилие, горе, голод и разруха — вот что было характерной чертой той поры.

После установления кафирской советской власти в Балкарском обществе, как и везде, стали выявлять и ликвидировать очаги «контрреволюционной деятельности» при помощи анонимных доносов, подтасовки фактов и т.д. В сельском совете Верхней Балкарии в 1920–21 годах накопились десятки доносов от мунафиков об антисоветской пропаганде и деятельности некоторых жителей, в том числе и Ахии-Хаджи Жангуразова.

Председатель сельсовета несколько раз пытался его арестовать, но возбуждённая толпа не давала этого сделать и моментально окружала дом Ахии-Хаджи. оккупуционные власти понимали, что нужно просто правильно выбрать время и создать такие обстоятельства, чтобы арест Жангуразова выглядел бы инициированным из центра.

В определенный момент им это удалось. В 1921 году спецорганы захватчиков начали широкомасштабную работу по выявлению и ликвидации всех очагов исламского сопротивления. Ахия-Хаджи и еще несколько человек вынуждены были скрываться в Сванетии, до 1923 года. После возращения в родное ущелье Ахия-Хаджи вновь подвергается нападкам, главари большевиков снова стали ждать подходящего случая, чтобы избавиться от своего идеологического врага — ислама в лице конкретных людей, в число которых входил и Жангуразов. И так продолжалось ещё два года.

Осенью 1925 года конный отряд милиции предпринял две безуспешные попытки арестовать Ахию-Хаджи. Жители села, вооружившись дубинами и камнями, окружали Жангуразова плотным кольцом и отряд даже на двадцать метров не мог приблизиться к нему.

В третий раз приехала спецгруппа в количестве около четырёх десятков солдат. Они быстро разогнали небольшую группу мусульман, побивая их прикладами. Это происходило ранним утром, когда Ахия-Хаджи готовился к утреннему намазу, но ему не позволили даже надеть шапку, один из харбиев ударом выбил его папаху и пнул её ногой. Со стороны Черека начали подтягиваться мужчины. Ахия-Хаджи понял, что если кто-то применит оружие, то прольётся много мусульманской крови, и обратился к народу: «Всё в руках Всевышнего. Я ни в чём не виновен, всё будет хорошо, ничего не делайте». В итоге, по сфабрикованному делу его отправили в ссылку. Ахия-хаджи находился в плену у гяуров с 1926 по 1929 год в Волгоградской области.

В мае 1929 года Ахия Хаджи вернулся на Родину. Весть о его возвращении сразу облетела все аулы, ущелья, но никто не решился проведать его. Все опасались, боялись чего-то. Сам Ахия-Хаджи полысел, лицо, лоб полностью покрылись глубокими морщинами. Увидев, что он прихрамывает на левую ногу, жена Муслимат спросила, в чём дело, но он предпочел промолчать.

Времена изменились. Теперь в Балкарии доносчиков стало ещё больше. Вскоре был сфабрикован новый компромат на Жангуразова. Утром 22 августа 1929 года шейх стоял во дворе и увидел группу солдат, едущих снизу. Они быстро перешли через мост и остановились у мечети. Ахия же вошёл к себе в дом. Солдаты, подумав, что он хочет спрятаться, кинулись за ним. Один из них сказал, что его собираются везти в ОГПУ в Нальчик. Вошла Муслимат и начала причитать. Ахия-Хаджи сказал ей, что всё будет хорошо, и это всего лишь недоразумение. Собрались многочисленные соседи, но никто ничего не говорил. Ахия-Хаджи окинул всех взором. Это было в последний раз: больше ни он их, ни они его не увидят.

Когда весть об аресте Ахии-Хаджи дошла до Ациканова Нухтара-Паши, зятя Ахии, он решил освободить пожилого уже тестя, осознавая, что дело не ограничится простым следствием, да и здоровье у шейха уже очень слабое, не выдержит нового заключения. Ему удалось догнать арбу и под покровом темноты освободить Жангуразова.

С этого момента, Нухтар-Паша, теперь уже бывший партийный деятель, присоединяется также к муджахидам и терпит испытания на этом пути. Перебираясь с места на место, они, наконец, оказались в местечке Алмалы-Догуат, где в дремучем лесу под старым деревом со сгнившей сердцевиной вырыли землянку. Группа муджахидов по численности и составу была в разное время крайне неоднородной. Здесь были и балкарцы, и кабардинцы, и осетины. А тем временем в Балкарии начались аресты и допросы, родственников, друзей абреков.

Прошло пять лет, Ахия-Хаджи и остальные муджахиды пережили много испытаний, лишений. Одним ранним утром, до восхода солнца, Ахия-Хаджи разбудил спавших кроме него двоих, они совершили омовение и встали на намаз, но молитва была прервана шумом извне.

Один из абреков, Осман, брат Ахии-Хаджи, первый ринулся к щели землянки и заметил силуэты людей на некотором расстоянии от нее, среди них он узнал знакомый силуэт. Это был ушедший несколько дней назад за продуктами один из абреков. Кто-то громко говорил, что они окружены и что им надо сдаться. Ахия-Хаджи продолжал молитву. Осман, выхватив винтовку у второго абрека, Саракуева Баттала, хотел выстрелить в предателя, но тот куда-то пропал. Тогда он открыл огонь по первой поднявшейся папахе… Другая сторона открыла шквальный огонь по землянке.

Выстрелы прекратились, трое человек подошли к землянке, один быстро отскочил, увидев кровавое месиво, а двое других, подойдя к Ахие-Хаджи, который был еще жив, выстрелили ему в голову…

Затем всех убитых вытащили наружу, привязав их к сёдлам лошадей, волокли по каменистой дороге. Позже тела погрузили в машину и повезли в Верхнюю Балкарию. По прибытии машина остановилась возле мечети. Открыли задний борт и сбросили тела на землю. Собрали всё население для «разъяснения» ситуации.

После «суда» решили привязать тело Ахии-Хаджи к «столбу позора». Затем принялись бить его кнутом. А народ смотрел; он ясно понимал, что его пытаются запугать. А причём здесь труп Ахии-Хаджи? Один старик шептал, глядя на всё это: «О, Всевышний, как только ты позволяешь этому народу жить на земле? Лучше бы погибнуть, чем видеть это». На следующий день всех троих оттащили в склеп, решив, что этого достаточно в качестве похоронных обрядов.

Так, жители ущелья «простились» с шейхом-муджахидом, который боролся против российских оккупантов, который совершил 4 хаджа, который был самым справедливым судьёй в истории Балкарского общества и который всю жизнь был на стороне народа. Сколько молитв он за него произнёс, сколько покойников проводил в последний путь. И вот теперь его, больного старика, с помощью местных предателей, убили как лютого зверя в лесу, искололи кинжалами, надругались над телом и выкинули в старый склеп, не дав сотворить даже заупокойную молитву.

В следующем году был убит Нухтар-Паша. Над его трупом гяуры также надругались и бросили в тот же склеп.

В 1957 году, после возвращения из депортации, племянница Ахии-Хаджи Жансурат, дочь Османа, по обряду предала земле останки отца, дяди, зятя и дальнего родственника. Она разыскала тех людей, которые тогда вынесли трупы из села и убрали в склеп. Те точно всё описали и показали, где, кто и когда был помещён. В 2006 году над могилой Ахии-Хаджи установили надгробную плиту.

Следует отметить, что это было неслыханное варварство в то время: тащить тело мёртвого мусульманина, который был уважаемым во всём обществе человеком, столько сделавшим для него. И этим не удовлетворился оккупант, они его еще привязали к столбу и били кнутом!

abrek.org

Джанхот Ирюгов – последний кабардинский абрек
Кавказские абреки 20 дек, 2016

Джанхот Ирюгов – последний кабардинский абрек

 Это был один из тех отчаянных, неустрашимых...

Абрек Ахия из КБР
Кавказские абреки 20 дек, 2016

Абрек Ахия из КБР

 ...Старики говорили, что человек, решившийся...

О Славном сыне курдского народа Гачаге Наби
Кавказские абреки 18 дек, 2016

О Славном сыне курдского народа Гачаге Наби

 Среди курдов и азербайджанцев Закавказья широко...

Сулумбек Горовожев - герой из легенды
Кавказские абреки 18 дек, 2016

Сулумбек Горовожев - герой из легенды

О каждом народе судят по его Героям. Это...

А. Шерипов о Саламбеке Сагопшинском
Кавказские абреки 18 дек, 2016

А. Шерипов о Саламбеке Сагопшинском

Наконец был еще один ингушский абрек Сосламбек -...


...

Жизнеописание

ЗелимханАбрек Зелимхан. Краткое жизнеописание

Зелимхан Гушмазукаев, Зелимхан Харачоевский (январь 1872 года — 26 сентября 1913 года) — известный...

ЗелимханХронология жизни абрека Зелимхана

01. 1872 г — В с. Харачой Веденского округа родился знаменитый чеченский абрек Зелимхан...

Лента новостей

Зелимхан ХарачоевскийЗа что и горцы, и казаки поддерживади абрека Зелимхана?

Горцы поддерживали Зелимхана и других абреков, укрывали их. Они видели в предводителе абреков...

Чеченские абрекиОсман Мутуев: Абреком сделали меня люди

В конце XIX века имя знаменитого абрека Османа Мутуева знали далеко за пределами Грозненского...

Зелимхан ХарачоевскийНекоторые штрихи к встрече абрека Зелимхана с революционно настроенными студентами

Революционно настроенные студенты, главным образом армяне, в далеком закавказском городе Шуше...

Документы

Документы по теме "Абрек"Военный инженер Константин Чикалин и абрек Зелимхан.

Документ: Рапорт Начальнику военного отряда Терской области: «О нападении абрека Зелимхана на...

Документы по теме "Абрек"1909 год. Полный текст "Прошения абрека Зелимхана на имя Председателя Государственной думы"

Так как в настоящее время в Государственной думе идет запрос о грабежах и разбоях на Кавказе, то...

Документы по теме "Абрек"Опись сумки абрека Зелимхана, найденная на Керкетском перевале

<. . . > после события на границе Веденского и Андийского округов в связи с нападением...

Абреки

Чеченские абрекиОсман Мутуев: Абреком сделали меня люди

В конце XIX века имя знаменитого абрека Османа Мутуева знали далеко за пределами Грозненского...

Чеченские абрекиАбрек Вара восстание 1877 года в Чечне

амый известный чеченский абрек середины XIX в., известный своей близостью к бывшему шамилевскому...

Чеченские абрекиАбрек Гермахан (Махаев)

Гермахан Махаев - чеченский абрек, действовавший в конце XIX - начале XX вв. Уроженец с. Катар-Юрт...

СМИ о нас

СМИ о проекте АбрекВ Интернете появился сайт посвященный Абреку Зелимхану Харачоевскому

 Недавно в Интернете появился интересный проект, посвященный знаменитому чеченцу. Сайт, который...

СМИ о проекте АбрекАбреку Зелимхану Харачоевскому посвятили сайт

Наверное, в Чечне, да и на всем Северном Кавказе не будет человека, который не слышал про движение...

СМИ о проекте АбрекСайту о Зелимхане Харачоевском исполняется год

Наверное, в Чечне, да и на всем Северном Кавказе, не будет человека, который не слышал бы про...

Хроники "Ч"

Знаменитые чеченцыЧеченский религиозный деятель Myса Казим Шоно Шишани (Сирия)

ЧЕЧНЯ. Myса Казим Шоно Шишани - чеченский религиозный деятель, шейх накшбандийского тариката,...

Знаменитые чеченцыПредводитель и военно-политический деятель окоцкого (ауховского) общества Батай-Мурза Окоцкий

Батай-Мурза Окоцкий (Ботай Шихмурзин, Ауховский)(XVI-XVII вв.) известный предводитель и...

Мы в соцсетях

 checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru

Обсуждают в сети

Видео "Абрек"

Активно читают

Последние файлы

Книги (файлы)Хоруев Ю.В. Абреки на Кавказе (Скачать в PDF)

Настоящая книга представляет собой научно-публицистическое сочинение, в котором рассматривается...

Книги (файлы)Книга Кавказ: Джигиты. Абреки (Скачать / смотреть в PDF)

В издание вошли две монографии (Ю. Ю. Карпова «Джигит и волк. Мужские союзы в социокультурной...

Рекомендуем

Реклама на Checheninfo

Читаемое

Документы по теме "Абрек"Приказ главнокомандующего войсками округа графа Воронцова- Дашкова по поводу убийства абрека Аюба Тамаева

 Перваго марта сего года, на разсвете, казаками 6-й сотни 1-го Кизляро-Гребенского казачьяго полка,...

АудиоЗелимхан. гр. "Президент" MP3

 Музыкальная композиция "Зелимхан в исполнении группы "Президент" . г. Грозный. MP3...

Партнеры

Комментируемое

АудиоЗелимхан. гр. "Президент" MP3

 Музыкальная композиция "Зелимхан в исполнении группы "Президент" . г. Грозный. MP3...

СМИ о проекте АбрекСайту о Зелимхане Харачоевском исполняется год

Наверное, в Чечне, да и на всем Северном Кавказе, не будет человека, который не слышал бы про...

Видеоканал "Абрек"