1910 год. Абрек Зелимхан и его семья в Ингушетии
После смерти отца и брата, Зелимхан, вместе со своей семьей и семьей погибшего брата, преследуемый властями, некоторое время скрывается в горной Ингушетии. Этот период его жизни отражен в архивных документах. Совсем недавно в Архивное Управление ЧР поступили копии документов Российского государственного военно-исторического архива (Фонд 400, опись 1, дело № 3923 на 140 листах «О принятии решительных мер к искоренению грабежей и разбоев на Кавказе», датированных периодом с 23 ноября 1910 года по 16 апреля 1915 года), в которых наглядно отражены события тех лет.
Официально
Главнокомандующий войсками Кавказского военного округа граф Воронцов-Дашков
его высокопревосходительству военному министру Сухомлинову В.А.
Рапорт
Наглость и дерзость разбойничьей шайки известного абрека Зелимхана, оперирующей в пределах Терской области с 1902 года совершенно безнаказанно, заставили меня обратить на нее серьезное внимание и принять решительные меры к искоренению этого зла. В целях захвата главаря шайки, разбойника Зелимхана, укрывшегося в последнее время в Назрановском округе на неприступных высотах, вблизи селения Нелхи, в сентябре месяце сего года была сделана облава войсковыми командами, специально для того командированными.
15-го сентября отряду этому удалось обнаружить пещеру, в которой скрывались семьи Зелимхана и убитого в прошлом году его брата, также абрека Солтамурада, каковые и были тогда же схвачены. Сам же Зелимхан, как оказалось, успел скрыться.
Кроме того, я предписал начальнику Терской области теперь же взять всех подлежащих выселению в Сибирь лиц в город Владикавказ, где и содержать их под охраною в особо отведенных для сего помещениях, производя расходы на необходимое их довольствие заимообразно из местных источников области, впредь до соответствующего на пополнение означенного расхода отпуска из казны, о чем я своевременно войду с представлением.
Вместе с тем я прошу председателя Совета Министров прилагаемым при сем в копии письмом от 14 сего ноября за № 6638 сделать соответствующее указание, как о порядке приведения в исполнение распоряжения моего о выселении жителей названных поселков с семьями абреков в Сибирь, так равно и о возможно скорейшем осуществлении этой меры наказания ингушского народа, как меры чрезвычайной, вызываемой крайней к тому необходимостью.
Сообщая об изложенном, прошу Ваше Высокопревосходительство, со своей стороны, также оказать возможное содействие к разрешению этой последней просьбы в благоприятном смысле.
Примите уверение в совершенном уважении и таковой же преданности.
Граф Воронцов-Дашков.
С письма Главнокомандующего войсками Кавказского военного округа председателю Совета Министров
от 14 ноября 1910 года за №6638.
(Копия)
В ходе борьбы с разбойными выступлениями шайки Зелимхана в пределах Терской области и оказываемою ему поддержкой со ; стороны местного населения я признал необходимым, в виде чрезвычайной меры в порядке ст. 11 Учр. Упр. Кавк. Края, т. 11, по продолж. 1906 г., прибегнуть к выселению целых семей из групп населения, оказывающих поддержку Зелимхану и не выполнявших требований властей о содействии. Осуществление этой меры в целях воздействия на остальных туземцев представляется неотложным и должно быть выполнено безотлагательно.
Имея в виду, что высылка эта может получить действительное значение, главным образом, при условии прочного укрепления оседлости высылаемых на месте их водворения, и что место это следует избрать в большом отдалении от места их родины, я покорнейше прошу Ваше Высоко-превосходительство не отказать в своем распоряжении об отводе для этих высылаемых земельных участков в Амурской области или иной местности Сибири.
К выселению предполагается 49 дымов, в составе: 107 мужчин, 86 женщин и 136 детей (кроме семейства абрека Зелимхана и его брата Солтамурада, состоящих из 2-х жен и 5-ти детей). В ожидании распоряжения о водворении их в Сибирь, высылаемые будут выселены из аулов и содержаться под охраной военного караула. Поэтому само водворение их в Сибирь особенно желательно осуществить в ближайший срок.
На случай могущих встретиться затруднений к водворению выселенцев в избранных Вашим Высокопревосходительством местах в течение зимнего периода, я тем не менее признавал бы особенно желательным теперь же осуществить их высылку с тем, чтобы до весны они имели временное пребывание на одном из отдаленных переселенческих пунктов.
Как об этой чрезвычайной, так и других принятых мною мерах наказания ингушского народа я донес Его Императорскому Величеству во всеподданнейшем моем рапорте от 14-го сего ноября за № 6638, копию которого при сем препровождая Вашему Высокопревосходительству, прошу о последующих распоряжениях ваших почтить меня уведомлением.
Подлинное подписал граф Воронцов-Дашков.
За провинность одного человека или группы людей на Кавказе царская власть наказывала не конкретного человека, а целый народ. Это мы знаем из истории, это видно и из документов. В копиях документов имеются полные списки выселенных ингушей, их ф.и.о., возраст, состав семьи, имущественное положение, отметка о судимости, а также, в каком населенном пункте они проживают.
Автор этих строк в начале 80-х ездил на экскурсию в г. Ереван, и когда наш туристический автобус доехал до Сунженского района ЧИАССР, то ехавшая с нами в качества гида русская женщина объяснила, что царская администрация на Северном Кавказе искусственно расселяла среди коренных народов казаков, создавая на их землях казачьи станицы, чтобы разъединять эти народы.
Вахит БИБУЛАТОВ, главный специалист Архивного управления Правительства ЧР














0 Комментариев