Абрек Заид из села Екихан
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
Огромной популярностью в Закавказье пользовался абрек Заид из села Екихана. Он был одним из тех, кому надоела жизнь преследуемого аскета, и пытался вернуть себе доброе имя. История с ним очень проста. Она похожа на судьбу большинства абреков. Но в своей человеческой сути он все-таки оставался самим собой. Он наблюдал, как в его родном селении один богач-мироед наживался на почти бесплатном труде односельчан, жестоко притеснял их, чинил расправу над бедняками, и однажды решил избавить от него народ. С той поры, как тайно осуществил свое намерение, Заид находил приют в каждом доме.
Однако худая слава не только не покидала его, но даже росла. Каждый раз, когда Заид отлучался от дома, уезжал из села, преступники, пользуясь его отсутствием, вешали на него свои преступления. Тогда Заид обратил свой гнев против них: он отлавливал их по одному и убивал, а иногда вступал в связь с администрацией и подсказывал, где можно словить разыскиваемого разбойника. Так он невольно стал помощником властей.
Заид существовал на средства, которые добывал у беков и других богатых людей. Самой же доходной статьей его были выборы должностных лиц в обществах, особенно старшин. Как правило, один из претендентов на должность старшины обращался к нему за содействием, и тот за определенное вознаграждение оказывал давление на общество, после чего его кандидатура проходила без заминок. Такие выборы не всегда устраивали администрацию и общество, но возражать Зайду не смели.
Весной 1905 года, когда в Баку развернулись Февральские события, между армянами и мусульманами-шиитами, жившими до этого добрыми соседями, возникли острые противоречия. Противоречия были на национальной почве и росли день ото дня. Страсти подогревали агитаторы с одной и с другой стороны. К этому времени из Константинополя вернулся Заид. Он собрал вокруг себя до 80 человек надежных молодых людей из татар и направился в горы на большой Исмаилинский базар (район армянских поселений), где всегда были наряду с армянами и татары, и стал произносить речи, призывая обе нации не нарушать дружбы, которая всегда была между ними. Такую же работу он провел и в населенных пунктах и тех и других.
Узнав об этой самодеятельности Заида, начальник уезда приказал ему распустить своих всадников и удалиться. Приказ был выполнен, а вскоре начальник уезда получил по почте письмо:
«Многоуважаемый начальник! Я взял с собою несколько человек, проезжали по вашему участку (стиль и орфография сохраняются — авт.), чтобы сказать сельчанам армянам и татарам не бунтовали на Геокчайском уезде, я говорил им кто нибудь из татар будут бунтовать, тогда я буду убить, зажигать это селение, а если армяны будут бунтовать, тогда будут убить армян: они все радовались на мою совещанию; я не ходил чтобы аграбить вашу участку и убить; я говорил чтобы жить на свете как наши деды и отца жили вперед. Я думал вы будете радоваться на мою распоряжению, вам будет хорошо и вы будете помогать мне на свободе, я слыхал что вы сердились на мои распоряжения я всех удалил а сам остался только двое. А если хотите, мы не издешни, мы поедем в Константинополь.
Г. начальник, когда я поеду в Константинополь, тогда вы будете увидать что будет в вашем участке. Вы радуйтеся что ни пускать бунтовать татары с армянами. Прошу выслать мне ответ, как советуете мне, так и слушаюсь. От Заид Эфенди».
Миссия, которую Заид по своей инициативе возложил на себя, была успешной. В уезде воцарилось полное спокойствие. Воодушевленный этим успехом Заид задумал исходатайствовать себе амнистию, на что недвусмысленно намекал в письме участковому. Рассчитывая на поддержку обеих наций, на Геоч- кайском съезде почетных людей был поднят этот вопрос и составлено ходатайство об амнистировании Заида. Оставалось дело за администрацией. Но к несчастью Заида она вскоре поменялась, и пришедшие ей на смену новые чиновники от власти не только не поддержали решение съезда, но, напротив, приняли энергичные меры по уничтожению абрека. Были задержаны и высланы за пределы края родственники Заида.
После этого обозленный Заид собрал шайку уголовников и на протяжении двух с лишним лет не давал покоя ни отвергшим его властям, ни населению. Но у любого абрека конец всегда один. Застигнутые врасплох Заид, его брат мулла Ших-Али и 4 разбойника были убиты. о этому поводу в одной из терских газет сообщалось, что «шайка знаменитого разбойника Заида, терроризировавшего уезд более 10-ти лет истреблена».
Источник: Ю.В. Хоруев. "Абреки на Кавказе". Владикавказ 2010
0 Комментариев