ЧЕЧНЯ. Кто написал письмо абрека в Госдуму?
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
ЧЕЧНЯ. После подавления восстания 1877 года, в Чечне, вплоть до начала гражданской войны в 1918 году, не было больше массовых народных выступлений. Однако причины для народного недовольства продолжали существовать: национальный гнет, произвол и самоуправство администрации, унижение и оскорбление чувства собственного достоинства горца, непосильные налоги и поборы, различные повинности и т. п. Люди с особенно острым чувством справедливости, свободолюбия, любви ко всему национальному воспринимали все это как покушение на вековые устои народной жизни и по-разному пытались бороться с несправедливостью. Протест зачастую принимал форму борьбы одиночек против произвола царских властей, против посягательств на их свободу и честь. Так в последние годы Х1Х – начале ХХ века возникло абреческое движение на Кавказе.
Разумеется, абречество не было однородным ни по своему социальному составу, ни по целям и характеру действий. Разными были и причины, по которым горцы становились абреками: кровная месть, крайняя нужда, произвол царских властей. Одни абреки (настоящие) в основном боролись с представителями власти, старались защитить население, восстановить справедливость. Однако немало было и тех, кто, прикрываясь маской абрека, занимались грабежами и разбоями, обижали тех же крестьян, у которых не было сильной и большой родни и тейпа. Такие «абреки», разумеется, не являлись никакими борцами за справедливость и свободу.
На рубеже Х1Х-ХХ вв. наиболее известными абреками, о которых писала вся российская пресса, против которых снаряжались целые военные экспедиции, были Вара, Атабай Карачаевский, Назир- бек, Мутал Чалиев, Эски, Осман Мутуев, Ших-Заде, Сабан Самбегов (Бекоев), Аюб Томаев (Атагинский), Саламбек Гороводжев и др.
Однако над всеми ними возвышалась, как подчеркивает осетинский профессор Ю.В. Хоруев, фигура чеченского абрека Зелимхана Гушмазукаева. Он был лидером всего абреческого сообщества Кавказа и превосходил всех своей безумной отвагой, дерзостью, хитростью, расчетливостью, умением планировать свои акции и достигать задуманных планов. Харачоевский Зелимхан – самая видная фигура абреческого мира начала ХХ века на Кавказе, которому в миссии борца за справедливость успех сопутствовал больше, чем другим. Зелимхан своей популярностью затмил всех абреков Кавказа, которые были до него и в его бытность. Славу Зелимхану принесло то, что он был борцом за справедливость и много помогал бедным крестьянам, часто делясь с ними тем, что он добывал, нападая на богатых и на банки. «Поэтому для многих чеченцев он был первым кумиром и божьим кадием» (Ю.В. Хоруев. Абреки на Кавказе. Владикавказ, 2010. С. 248).
Наиболее известные акции абрека Зелимхана – убийство старшего помощника начальника Веденского округа подполковника Добровольского, начальника Веденского округа полковника Галаева, начальника Назрановского округа князя Андроникова. Но подлинную славу народного мстителя Зелимхану принесли события осени 1905 года. 10 октября того года на грозненском базаре произошла бытовая ссора между русской торговкой, казачкой и чеченцем, переросшая в столкновения между чеченцами и казаками. Вызванный на место потасовки расположенный рядом с базаром Ширванский полк расстрелял 17 ни в чем неповинных чеченцев, приехавших на рынок. Весть об этой бойне вызвала огромное недовольство в Чечне. Через неделю после случившегося Зелимхан со своими товарищами остановил у Кади-Юрта проходящий пассажирский поезд и расстрелял 17 царских офицеров, ехавших в нем в сторону Хасав-Юрта. Через оставшихся пассажиров Зелимхан попросил: «Передайте полковнику Попову (начальнику Грозненского округа. – Авт.), что жизни, взятые в Грозном, отомщены». Понятно, что после этого Зелимхан стал подлинно народным героем не только в Чечне, но и на всем Кавказе.
Будучи не в состоянии арестовать или уничтожить Зелимхана, царские власти обрушивались после каждой его акции на его односельчан, родственников, жителей окрестных аулов. Людей десятками ссылали в Сибирь, в центральные губернии России, приговаривали к различным тюремным срокам. В том числе был сослан ряд чеченских богословов. Стремясь остановить это преследование невинных людей, Зелимхан Харачоевский 15 января 1909 года направил письмо-прошение на имя председателя III Государственной Думы Н.А. Хомякова. Уже тогда содержание этого письма стало известно российской общественности, хотя сама Дума его и не обсуждала. В письме Зелимхан объясняет причины, по которым он, его отец Гушмазуко и брат Солтамурад вынуждены были стать абреками, показывает несправедливость и произвол над чеченцами со стороны царских властей. Документ поражает своей грамотностью, эмоциональностью, глубоким содержанием. Достаточно привести только несколько выдержек оттуда: «Я знаю, вернуться к мирной жизни мне теперь невозможно. Пощады и милости тоже я не жду ни от кого. Но для меня было бы большим нравственным удовлетворением, если бы народные представители поняли, что я не родился абреком, не родились абреками также мой отец, брат и другие товарищи. …Чтобы гг. депутаты имели хоть какое-нибудь представление о драме моей жизни, я должен упомянуть в коротких словах о месте моего рождения и о своей семье. Родом я из чеченского селения Харачой, Веденского округа, Терской области. В то время, о котором идет рассказ (1901 г.), семья наша состояла из старика-отца, меня и двух братьев, из которых один уже был взрослый юноша, а другой совсем еще ребенок. Кроме того, был у нас еще и столетний дед. Жили мы богато».
Уже тогда у многих возникал вопрос о том, кто же написал для Зелимхана это письмо, весьма грамотное и содержательное: ведь сам абрек не умел ни писать, ни читать. Долгое время этот вопрос оставался без ответа.
Ответ мы получили недавно, от Председателя Совета улемов Чеченской Республики глубокоуважаемого Хож- Ахмеда-Хаджи Кадырова. Оказалось, что письмо Зелимхана на имя Председателя III Государственной Думы России в 1909 году было написано крупнейшим богословом Чечни начала ХХ века Абдул-Кадыром из селения Центорой (Хоси-Юрт). Это дед Ахмата-Хаджи Кадырова и Хож-Ахмеда-Хаджи Кадырова и прадед Рамзана Ахматовича Кадырова.
С разрешения глубокоуважаемого ученого-богослова Хож-Ахмеда-Хаджи Кадырова приводим его рассказ.
Президент Академии наук ЧР профессор Ш.А. Гапуров
«В продолжение нашего состоявшегося разговора о письме абрека Зелимхана на имя Его Превосходительства господина председателя Государственной Думы России сообщаю следующее. Считаю своим долгом сообщить Вам то, о чем известно мне и неизвестно многим, ибо это связано с нашей семьей, точнее, с моим дедом Абдул-Кадыром. Абдул-Кадыр, сын Ильяса, ближайшего сподвижника великого шейха Кунта-Хаджи Кишиева, прошел школу религиозного образования у Масе-шейха из Энгель-Юрта, а также у шейха-авлийа Байбетира из Хошкельды, впоследствии он являлся преподавателем шейха Юсуп- Хаджи Байбетирова. После получения высшего религиозного образования Абдул-Кадыр в течение 40 лет обучал муталимов, открыв медресе в селении Илсхан-Юрт, во дворе великого шейха Кунта-Хаджи Кишиева. За время преподавания его школа выпустила сотни алимов, многие из них стали известны далеко за пределами горной Чечни.
Деятельность Абдул-Кадыра, связанная с исламом в начале ХХ века, дала ему всенародное признание, и имя его было известно во всей Чечне.
Мой отец Жабраил Абдул-Кадырович Кадыров родился в 1900 году. Он несколько раз передал мне, что известность в народе его отца Абдул-Кадыра привела абрека Зелимхана Харачоевского к нему домой в селение Центорой, и он был свидетелем того, что знаменитый абрек обратился к его отцу Абдул-Кадыру с просьбой написать письмо от его имени царю «воккхачу паччахье» (цитирую слова Жабраила) из Петербурга. Из рассказа отца мне известно, что Зелимхан с такой просьбой обращался ранее к нескольким ученым-богословам, а они посоветовали ему обратиться к Абдул-Кадыру. На его просьбу написать письмо дед согласился. Это письмо нам известно по книге «Зелимхан» известного чеченского писателя Магомеда Мамакаева, где полностью приводится текст этого письма. «Я не родился абреком», таково название данного письма. Дед мой написал это письмо на имя Его Превосходительства господина председателя Государственной Думы, о чем свидетельствуют архивы Петербурга, из которых М. Мамакаев почерпнул содержание этого письма. Мы благодарны ему за это, ибо он сохранил и передал нам истинное лицо отважного чеченца, нашего национального героя. Мы теперь знаем, что Зелимхана абреком сделала несправедливость, которая царила в те времена на территории Чечни.
О встрече Абдул-Кадыра с Зелимханом мой отец Жабраил рассказывал так. Когда Зелимхан первый раз пришел к Абдул-Кадыру и попросил написать от его имени письмо самому императору, дед спросил у него: «Кто ты?», на что гость ответил: «Зелимхан». Дед сказал ему: «Да, я так и подумал, что ты Зелимхан. Я выполню твое пожелание и напишу такое письмо». Когда дед передал ему написанное им письмо, Зелимхан, увидев в комнате маленького ребенка - это был мой отец Жабраил, позвал его к себе и дал ему серебряную монету - полтинник. А когда они вышли во двор, Зелимхан, поблагодарив моего деда, вскочил на своего коня, прочитал дуа. Это был специальный дуа, которому Аллах научил пророка Ноя. Он прочитал его, когда он садился на сооруженный им ковчег, спасаясь от всемирного потопа. Поистине, этот дуа оберегает человека от всех бед, пока он не дойдет до конечного пути. И это означало, что Зелимхан полностью отдал себя в руки Аллаха.
Нам известны исторические факты осуществления покровительства Зелимхану известными богословами и шейхами Чечни таких, как шейх Бамат- Гирей-Хаджи Митаев, Сугаип-мулла Гойсумов и многих других, за что они были сосланы в Калужскую губернию.
Предлагая Вашему вниманию этот эпизод из жизни Зелимхана и нашего деда Абдул-Кадыра, ставлю в известность, что я не ищу каких-либо привилегий или внимания к нашей фамилии. Нет, этого не было у меня даже в мыслях. Я преследую только одну цель: восстановить исторический факт – еще один эпизод из жизни знаменитого абрека Зелимхана, борца за свободу чеченского народа».
Председатель Совета Улемов ЧР Хож-Ахмед-Хаджи Кадыров
Источники: www.vesti-respubliki.ru,
ИА "Чеченинфо"
0 Комментариев