Абрек Зелимхан Харачоевский
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
Абреками на Кавказе не рождались, ими становились. Становились в силу разных причин – социальных, нравственных, материальных. Похищенные невеста или сестра, оскорбленная честь, неосторожное слово – разве мало поводов, чтобы пролилась кровь обидчика. Но и абреки встречались разные. Были и благородные, такие, как Робин Гуд из английского народного эпоса, Карл Моор – немецкого поэта Шиллера или Дубровский великого Пушкина Пожалуй, самым известным, неустрашимым и неуловимым из кавказских абреков был легендарный Зелимхан Гушмазукаев из селения Харачой. Судьба Зелимхана подобна судьбе загнанного зверя, который рвется на волю и мстит своим загонщикам. Его имя заставляет трепетно биться сердце каждого чеченца, и оно вошло в историю Кавказа. О нем регулярно писала российская пресса, а демократически настроенные слои российского общества горячо сочувствовали его борьбе против самодержавия. И вовсе не потому, что он был смелым и решительным. Он был народным мстителем, заступником униженных и оскорбленных. Он был не только отважным человеком, но и очень щепетильным в вопросах чести. Именно за это его любил народ и именно благодаря этой безграничной любви он на протяжении 13 лет оставался неуловимым.
Зелимхан Гушмазукаев происходил из зажиточной семьи и до 1901 г. даже и не помышлял о судьбе абрека. Он был незаслуженно обвинен в убийстве и приговорен к длительному тюремному заключению. Однако, решив отомстить своим обидчикам, он бежал из тюрьмы и тем самым окончательно закрыл себе дорогу к мирной жизни. 10 октября 1905 г власти организовали погром чеченцев на грозненском рынке. Войска расстреляли 17 человек. Зелимхан решил отомстить и через неделю захватил пассажирский поезд и расстрелял 17 офицеров. «Передайте полковнику Попову, – сказал он пассажирам, – что жизни, взятые в Грозном, отомщены». С этой минуты Зелимхан становится человеком, вставшим на защиту не только своей чести, но и чести обездоленного и угнетенного народа. Он возглавил небольшой отряд абреков, который «устроил настоящую охоту на царских чиновников, прославившихся в издевательствах и оскорблениях крестьянских масс». Тем самым, Зелимхан завоевал необычайно широкую популярность не только среди обездоленных крестьян, но и либерально настроенной интеллигенции. Один из известных чеченских революционеров А. Шерипов писал «Власть терроризировала мирное население, а абреки терроризировали эту власть…»
Несмотря на объявленное российскими властями огромное вознаграждение за его поимку, Зелимхан оставался неуловимым вплоть до 1913 г. В целях уничтожения возмутителя один за другим создавались специальные карательные отряды. Государственная дума не раз задавалась вопросом: что же делать со смутьяном? Однако, он своими неординарными и решительными действиями, ставил эту власть в тупик, бросал вызов огромной державе и фактически воевал с ней в одиночку. Так, в апреле 1906 года он уничтожает начальника Грозненского округа Добровольского. В 1908 году метким выстрелом лишает жизни начальника Веденского округа полковника Галаева, прославившегося жесткими и неоправданными действиями по отношению к мирному населению. В январе 1910 года он совершает налет на Грозненский вокзал, увозит из кассы 18 000 рублей и раздает их крестьянам. Абрек становится грозой для властей и символом мужества и чести для горцев.
Отряд Зелимхана фактически начинает партизанскую войну. Против него бросаются целые отряды регулярной армии. В селах, которые укрывают абреков, проводятся жесткие «зачистки», жители сел поголовно ссылаются в Сибирь и облагаются непомерными штрафами, но никто из крестьян не выдает своего героя. В 1910 году начальник Назрановского округа князь Андроников захватил в заложники жену и детей Зелимхана, за что поплатился своей головой. Абрек с горсткой товарищей лично застрелил Андроникова прямо на марше, когда он, во главе 2 тысячного отряда, вез его семью во Владикавказ.
Власти доведены до отчаяния. Все, что ими предпринимается против абрека, не дает положительные результаты. За помощь в поимке легендарного абрека царское правительство назначило 5000 рублей, а в последствии эта сумма была увеличена до 18000 рублей. Рассказывают, что однажды Зелимхан прибыл в Грозный. Здесь на стене одного из домов он увидел объявление начальника округа - за голову Зелимхана обещана награда. Абрек дописал на обьявлении: «Читал внимательно, с ценой не согласен. Добавлю от себя еще десять тысяч рублей. Зелимхан». До сих пор в народе рассказывают быль и о том, как однажды во время гастролей по Кавказу случайно в заложники к Зелимхану попал знаменитый певец Федор Шаляпин. Когда Зелимхан узнал, кто попал к нему в руки, он просто попросил его спеть. Когда Шаляпин спел, растроганный до слез абрек отпустил его на свободу, но взял с него слово, что он никому не расскажет, что видел слезы на глазах чеченца. Шаляпин сдержал свое слово, и рассказал эту историю только в 1938 году, на смертном одре.
Примерно в это же время, приказом по области в целях уничтожения абрека и его соратников формируется «охотничий отряд» во главе с войсковым старшиной Вербицким. Вскоре этот отряд на гудермесском рынке устроил побоище, в результате которого погибло несколько мирных чеченцев. Зелимхан решил отомстить и убить Вербицкого, но от этого шага его отговорил авторитетный чеченский интеллигент, которого он не мог не послушать. И тогда Зелимхан решает отомстить Вербицкому другим способом – совершить набег на Кизляр и ограбить местное казначейство. При этом он решается на беспрецедентный шаг – он предупреждает Вербицкого о запланированном месте и времени нападения. Отряду в 60 человек во главе с Зелимханом удалось совершить невероятное – переодевшись казаками абреки удачно обошли засады , ограбили казначейство и скрылись, не потеряв ни одного человека! В полицейском отчете сообщалось, что скрыться Зелимхану помогли жители одного из чеченских сел. «Они стерли следы, оставленные копытами коней абреков на 15-верстном отрезке дороги», – говорилось в том отчете.. Добыча от налета была совсем небольшая – всего-то 5000 рублей. Но не это было главное: Вербицкому удалось отомстить и он попал под суд за бездействие и неудачу в поимке Зелимхана.
О популярности и авторитете абрека свидетельствуют и почтовые открытки, выпущенные земской почтой. На одной из них написано: «Взятое в плен семейство Зелимхана». Другая фотография снята на железнодорожном вокзале Грозного, когда семья Зелимхана возвращалась домой из Сибири. На ней с двух сторон стоят вооруженные казаки, а между ними - семья Зелимхана. Каждый солдат или казак считал за честь сфотографироваться с семьей абрека. О Зелимхане знали и русские революционеры, однако им так и не удалось установить с ним контакт, о чем они впоследствии глубоко сожалели, ведь из Зелимхана мог получиться еще один Котовский. Тем не менее, связь с революционным движением в России Зелимхан все же установил через анархистов. Так, в 1911 году со знаменитым абреком встретились несколько студентов-анархистов из Ростова-на-Дону. Они подробно рассказали о той борьбе, которую ведут рабочие и крестьяне по всей России. Зелимхан с сочувствием и поддержкой отнесся к гостям. Они расстались друзьями и соратниками.
Зелимхан был неуловим и выбирался из самых трудных ситуаций. Так, в октябре 1911 года ему удалось выйти из окруженного села Сунженское, а в декабре того же когда он умудрился уйти невредимым из окруженной пещеры. Причина все та же - его поддерживал народ. Любое село почитало за честь приютить Зелимхана, несмотря на то, что за это селу грозило полное уничтожение. Однако в 1913 году все же нашелся предатель, который за крупное вознаграждение (восемнадцать тысяч рублей и триста десятин земли) сдал Зелимхана. 26 сентября 1913 года близ Шали тяжелобольной Зелимхан был окружен целым полком карателей и после многочасового боя убит. Примечательно, что враги более пяти часов боялись подойти к телу погибшего абрека. И мертвый он наводил на них страх и.ужас
Страшная весть о гибели абрека облетела Чечню мгновенно. Горцы не верили и не хотели верить этому, тем не менее, Чечня потеряла своего великого сына-бунтаря, имя которого сегодня осталось в народных песнях и легендах, в народной памяти. Сохранились уникальная фотография, облетевшая тогда весь мир: большая группа солдат и офицеров, участвовавших в поимке Зелимхана, стоит вокруг трупа человека-легенды. Офицеры считали для себя великой честью сфотографироваться пусть и с убитым, но Зелимханом. Говорят, эту фотографию показали и царю Николаю II. Он долго и внимательно смотрел на нее, но так ничего и не сказал.
Гибель Зелимхана встревожила и всю прогрессивную общественность России. Газета «Русское слово» в те дни писала: «Погиб Зелимхан. Убит, и такою болью отзывается это известие в душе у нас. Жалко его и стыдно за себя, за нас, воевавших с одним человеком. Ведь мы воевали с одним. И вот теперь победили. И вместо ликования - смущение; и невольно любуешься этим человеком-сказкой, человеком-легендой». В газете «Отклики Кавказа» появилась статья Макеева «Убит герой». Автор писал: «Не верится, что убит Зелимхан. Мы видим в нем героя. Он любил свободу, был храбр и благороден. Те, кто ловил его, - черные люди. Они останутся безвестными. О них ни сказок не расскажут, ни песен не споют. А о Зелимхане будет сложена поэма, может быть, опера. Пушкин и Лермонтов восхищались такими горцами».
После революции 1917 года Зелимхан почитался как герой национально-освободительной борьбы, выразитель интересов горской бедноты каким он и был. О знаменитом чеченце написаны романы, сотни стихов и рассказов, сложено ряд песен В конце 1930-х годов о легендарном Зелимхане был снят и художественный фильм. Он облетел экраны всего мира и пользовался огромным успехом. Ныне, на въезде в Веденский район (родину абрека) стоит памятник. Сидит абрек с винтовкой, погруженный в свои думы, а над ним, склонив голову, стоит его верный конь. Кажется, они только что вышли из леса и остановились отдохнуть. Восстановленный памятник абреку в том же месте и в той же композиции занял свое место, а это значит , что абрек вернулся… Вернулся уже в образе памятника, и значит память о нем жива.. .Все мы смертны, но смерть смерти рознь. Один умирает только раз и уходит в вечность, другой умирает сотни раз и исчезает словно тень…. Абрек же в ту сентябрьскую ночь ушел в бессмертье….
Л. Гудаев
0 Комментариев