Муслим Гайрбеков
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
В истории Чечни нельзя не отметить два типа лидеров: одни призывали народ к оружию, другие стремились уберечь его от бед и потрясений. В далеком прошлом лидерами второго типа были Бейбулат Таймиев и Кунта-Хаджи Кишиев. Таким же лидером в свое время был и Муслим Гайрбеков. Видео
Уникальная личность, государственный деятель, человек с большой буквы, который соответствовал всем нравственным критериям, выработанным его народом. Таким помнят его современники. Живая память народа воздвигла ему памятник, над которым не властно время.
Родился Муслим Гайрбеков в декабре 1913 года между селами Кулары и Валерик под грушевым деревом, которое считается у чеченцев священным. Трудности начались еще в раннем детстве. В восемь лет он стал полусиротой. С ранних лет у Муслима проявилась тяга к знаниям. В его родном селе Валерик школы не было. Он учился в соседнем Серноводске, каждый день пешком ходил на занятия. Чтобы обувь не износилась, всю долгую дорогу шел босиком, обувался лишь лишь дойдя до школы. Поступить на рабфак было его заветной мечтой, но в это учебное заведение принимали лишь с пятнадцати лет. Тогда Муслим сделал себе в сельсовете справку, приписав недостающие два года. Отсюда и разночтения в его возрасте (официально в документах у него значится годом рождения 1911-ый).
Несмотря на то, что он был младше своих одноклассников, учился Муслим лучше всех. Неудивительно, что сразу же по окончании рабфака его оставили в качестве преподавателя, а в 21 год (на самом деле в 19) Гайрбеков становится директором рабфака. С тех пор для молодого человека началась ответственная и не по летам работа. Вскоре М. Гайрбекова назначают на должность наркома просвещения. Приступив к этой должности, он понимал, что надо создавать новую интеллигенцию, ряды которой заметно поредели в результате массовых репрессий. Он знал, что это не делается одним днем. Благодаря его настойчивым просьбам из Центра по распределению в Чечено-Ингушские села стали присылать учителей. В Чечено-Ингушском пединституте стали появляться первые студенты из числа чеченцев и ингушей. Наиболее способных молодых людей стали посылать в престижные столичные вузы. Именно благодаря его усилиям был проведен набор в первую чечено-ингушскую театральную чечено-ингушскую театральную студию для обучения в ГИТИСе им. Луначарского в Москве. Но всем этим планам и начинаниям положила конец война.
Гайрбеков в это время занимал пост заместителя Председателя Совета Народных комиссаров Чечено-Ингушской АССР. Он подает в военкомат заявление с просьбой отправить его на фронт. Его назначают комиссаром Чечено-Ингушской Кавказской дивизии, но до фронта дело не дошло. Гайрбекова срочно отзывают в Грозный, считая, что больше пользы он принесет на должности второго секретаря обкома. Пришлось подчиниться партийной дисциплине, которая в условиях военного времени была строгой.
1944 год, год депортации чеченцев, начал новый этап в общественной деятельности М. Гайрбекова. В то время он находился на учебе в Москве. О депортации Муслим узнал из газет и сразу же пошел на прием к Маленкову, к которому у него был единственный вопрос, который он и задал, сдерживая гнев: «За что выслали мой народ? Но мог ли мог понять партийный чинуша, что перед ним не преданный сын партии, а прежде всего сын своего народа. Не мог, и потому
ответил: «Лично к вам у нас
претензий нет. Можете продолжать учебу и жить с семьей в Москве».- Я поеду туда, где мой народ, и буду с ним, - ответил Муслим и выехал в Среднюю Азию. .. С первых же дней своего пребывания на чужой земле он делал все, что было в его силах, чтобы хоть как-то облегчить участь своих соотечественников. Он всегда подчеркивал: «Нас мало, и мы должны дорожить друг другом». Муслим понимал, что только сплоченность поможет вайнахам, разбросанным по разным уголкам Казахстана и Киргизии, пережить эти тяжелые времена и сохранить свой генофонд.
В Казахстане ему доверяют разные должности (сначала инструктор Кустанайского обкома партии, заведующий орготделом Калининского райкома партии, затем инструктор отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС Казахстана). И здесь, взлетев на высокую должность, он не забывал о своих земляках. Напротив, использовал служебное положение для того, чтобы помогать своим соотечественникам. Вокруг него сплотилась чечено-ингушская интеллигенция. К нему после освобождения из мест заключения в Алма-Ату приезжала делегация - Хаси Вахаев, Магомет Мамакаев, Хасан Мехтиев, Халид Ошаев, Ахмат Висаитов - весь цвет чеченской и ингушской интеллигенции, вернее, то, что от него осталось после жестоких сталинских репрессий. Вспоминали прошлое, говорили о проблемах настоящих. И конечно же, мечтали о будущем. Будущем, которое не представлялось без родных гор
В 1953 году умер Сталин. Со смертью тирана в душах вайнахов появилась надежда на скорое возвращение на родину. От представителей чечено-ингушской интеллигенции посыпались письма в разные инстанции с просьбой рассмотреть вопрос о реабилитации народа и возвращении его на историческую родину. Власти отвечали на эти призывы глубоким молчанием. Тем не мене оттепель уже появилась. Благодаря настойчивым усилиям Гайрбекова в начале 1955 года Москва дала «добро» на выпуск газеты «Знамя труда» на чеченском языке. А чуть позже, люди, припав к радиоприемникам, слушали родную речь и чеченские и ингушские мелодии, которые передавало казахское радио. «Раз ансамбль дает концерты, начала выходить газета и по радио разрешили говорить на родном языке, значит, скоро поедем домой», - радовались старики.
Вскоре некоторых бывших руководителей Чечено-Ингушетии, в том числе и Гайрбекова, вызывают в Москву. На повестку дня стал вопрос о восстановлении автономии чеченцев и ингушей. Спустя некоторое время состоялся и исторический ХХ съезд КПСС, на котором рассматривался вопрос о репрессированных народах. Руководство КПСС настаивало на создании автономии чеченцев и ингушей на территории Казахстана. Гайрбеков решительно выступил против такого варианта решения вопроса. Мало кому известно о том, что именно благодаря его жесткой и бескомпромиссной позиции на съезде и было позже принято решение о восстановлении автономии на исторической родине.
По возвращении в Чечено-Ингушетию Гайрбекова назначают председателем комитета по восстановлению автономии. Можно сказать без преувеличения, что своим быстрым и успешным восстановлением республика обязана тому, что Председателем Оргкомитета по восстановлению Чечено-Ингушской АССР в 1956 году, а затем и Председателем Совета Министров республики был именно Муслим Гайрбеков. На его долю пришелся самый тяжелый период восстановления республики. В мировой истории не было случая, когда народ спустя тринадцать лет возвращался на свою территорию и вынужден был все начинать заново: восстанавливать дома, экономику, культуру.
Триста тысяч возвращенцев – триста тысяч проблем. Каждого надо было обеспечить жильем, работой.Измученные тринадцатилетней ссылкой люди возвращались к родным очагам - разграбленным, разрушенным, а порой и оскверненным.
Восстановление справедливости тоже происходило на фоне яростного сопротивления явных и тайных сталинистов, которые все еще держались в структурах власти. Так, Секретарь Обкома КПСС Яковлев открыто заявлял о том, что восстановление государственности чеченцев и ингушей является политической ошибкой и пытался всячески противодействовать этому процессу. Гайрбеков не успокоился, пока не добился от Москвы снятия этого человека с должности секретаря обкома КПСС.
Мало кто знает о том, что крупнейшие заводы, фабрики, больницы, школы, театры, аэропорт, цирк, построенные в республике – это плод невероятных усилий Муслима Гайрбекова.
Положив в портфель бутылку кефира и булочку, чтобы где-нибудь наспех перекусить, он обивал пороги Совета Министров СССР, чтобы получить разрешение и кредиты на строительство в республике жизненно важных объектов. Занимаясь насущными проблемами, он не забывал и о духовном возрождении народа. Он говорил, что нефть, добываемая в республике, и зерно, выращиваемое на ее полях, уходят, а культура и искусство народа остаются навсегда. Он был убежден, что образование и культура – это два светлых маяка, которые могут привести нацию к процветанию. Именно при нем в Грозном появились новые высшие и средние учебные заведения, театры, музеи, филармония и музыкальные школы.
О простоте и доступности премьера в народе ходили легенды. Каждое утро он ходил на работу пешком по проспекту Революции и безо всякой охраны. Зная это, люди караулили его чуть ли не на каждом углу, чтобы поведать о своих проблемах и всегда встречали со стороны премьера понимание и поддержку.
Он ушел из жизни в1971 году в возрасте 57 лет. Сколько он еще успел бы сделать для своего народа, которому служил верой и правдой, отдавая все свои силы, любовь и преданность и ничего не требуя взамен. В день его смерти, казалось, плакала сама природа. Плакала вместе с народом, которого потрясла смерть Муслима. Несмотря на проливной дождь, со всех концов республики нескончаемым потоком шли люди, чтобы проститься со своим кумиром. Кумиром, который многое сделал для республики в период ее становления. Неоценим его вклад и в развитие образования, культуры Чечни, но важнее все же то, что он был общественным деятелем, причем таким, который заслужил о себе память, как «отец народа».
Источник: ИА "Чеченинфо"
0 Комментариев