Асет Исаева. Жизнь, отданная сцене. ЖЗЛ
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
Асет Марцаровна Исаева. Яркое явление в театральном искусстве Чеченской Республики. Одна из первых актрис нашего национального театра, получившая высокое звание «Заслуженная артистка Российской Федерации». Она пришла в театр совсем еще юной, и оставалась на сцене до конца своей жизни.Асет рано осталась круглой сиротой. Росла и училась в детском доме. После окончания семи классов, наставники из Наура направляют ее в Грозный учиться на курсы кройки и шитья. А было это в 1931 году, когда страна была охвачена театральной лихорадкой. К счастью, Грозный не был исключением. В столице чеченской автономии именно в это время драматический кружок под руководством Магомеда Яндарова перековывали в театральную студию, где и оказалась юная красавица Асет Исаева, прямо со школьной скамьи. В те годы это был дерзкий поступок. Чеченская девушка и – на сцене!!! Возмутились и родственники Асет. Особенно разгневал поступок сестры старшего брата. Несколько раз дело доходило даже до угроз. Однако Асет Исаева была непоколебима в своем выборе. Сцена стала смыслом ее жизни. Всю жизнь она оставалась верна этому выбору.
В начале тридцатых годов прошлого столетия с Чеченской национальной театральной студией очень активно сотрудничал основоположник чеченской литературы Саид Бадуев. В основном студия и работала в эти годы на драматических произведениях прославленного писателя. Специально для дипломного спектакля студии Саид Бадуев написал героическую драму «Красная крепость». Спектакль был о мужественных партизанах, о боях Красной Армии с полчищами генерала Деникина на территории Чечни. Речь шла о знаменитом сражении за чеченское село Алхан-Юрт. В этом спектакле Асет Исаева сыграла роль Белиты. Спектакль прошел с грандиозным успехом. О нем с восторгом писала даже всесоюзная газета «Известия», давая положительные отзывы о талантливой игре многих актеров, среди которых была и Асет Исаева.
В 1934 году происходит объединение двух братских республик Чечни и Ингушетии. Руководство Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики обратилось к руководству Грузии с просьбой оказать содействие в развитии театрального искусства Чечено-Ингушетии. К чести Правительства Грузинской ССР, оно откликнулось немедля: около двадцати человек чеченской молодежи приняло на стажировку в знаменитый театр имени Шота Руставели. И в Грозный направило молодого талантливого режиссера Арчила Чхартишвили. Режиссер привез с собой пьесу Шаншиашвили «Анзор» для постановки на сцене Чечено-Ингушского государственного драматического театра. Затем он поставил пьесу Робакидзе «Ламара», написанную по мотивам новелл Важа Пшавелы. В обоих этих спектаклях играла Асет Исаева, ее талантливые работы, как творческие удачи, неоднократно отмечала пресса. И все-таки настоящая творческая дружба между чеченской блистательной актрисой и приезжим режиссером установилась во время спектакля «Золотое озеро» по одноименной пьесе Саида Бадуева, где Асет Исаева играла роль Хавы. Оглушительный успех имела Асет Исаева и в спектакле режиссера Гаруна Батукаева «Храбрый Кикила». Спектакль был поставлен по одноименной сказке грузинских авторов Г.Нахуцришвили и Б. Гамрекели. Асет Исаева играла в нем Марту, жену Тома. Играла с задорным юмором, иногда прибегая к гротеску, не жалея ярких красок. Образ получился сочным и запоминающимся. Эту роль Асет Исаева играла долгие годы с неизменным успехом. Также на долгие годы закрепилась за ней и роль Ц1ахьпату в спектакле «Мекхаш-Мирза» по одноименной комедии Нурдина Музаева и Владимира Вайнштейна. Пьеса написана в 1938 году и долго украшала репертуар театра. Спектакль был поставлен в стиле народных гуляний, очень нравился зрителю и пресса единодушно отмечала его актуальность. «Остроумно решена и сцена заговора трех врагов Мирзы: Аьрша-Хаджи (актер Х. Чимаев), богача (актер С. Магомадов), муллы Х1илланбека (актер М. Дудаев). Их гнев выплескивается в бурном танце вокруг брошенного на землю муллой чурека – угощения коварной Кочусет. Жена Хьарамби Ц1ахьпату (народная артистка ЧИАССР Асет Исаева) с двумя кинжалами виртуозно завершает эту пародию на воинственный танец мести», – писала театральный критик Г. Щедродарова в газете «Грозненский рабочий» 18 июня 1968 года. Получается, что на протяжении тридцати лет несравненная Асет Исаева блистательно играла роль Ц1ахьпату, что под силу только великим лицедеям. А в конце тридцатых годов ХХ века Чечено-Ингушский государственный драматический театр ставил еще одну драму молодого чеченского писателя Нурдина Музаева, называлась она «Асет» и Асет Исаева играла в ней главную роль. В те времена наш театр часто обращался и к западно-европейской драме. В одной из них, в комедии Гольдони «Слуга двух господ» сыграла Асет Исаева. В этом спектакле ее героиней была Змеральдина и актриса нашла неожиданное решение яркого образа обаятельной девушки. Талантливая актриса Асет Исаева работала много и с завидным усердием. А ведь были еще дела семейные. Актриса была замужем за актером Мовжди Бадуевым. В молодой семье росли уже две дочери Тамара и Раиса. Однако энергичная молодая женщина успевала быть хорошей мамой, заботливой женой и преуспевающей, востребованной актрисой.
В самом начале грозовых сороковых годов, когда страна протрубила: «Вставай, страна огромная!» Асет Исаева одной из первых записалась в коцертную бригаду, которая давала представления перед бойцами героической Красной Армии, и до конца 1943 года разъезжала по всем прифронтовым площадкам вместе со своими коллегами. В те суровые годы Чечено-Ингушский государственный драматический театр перед бойцами Красной Армии показывал в основном два спектакля «Олеко Дундич» и «Адин Сурхо». В «Олеко Дундич» Асет Исаева играла цыганку-гадалку. В «Адин Сурхо» – сваху. Вроде бы и незначительные роли, эпизодические, не требующие больших усилий. Однако для великой чеченской актрисы Асет Марцаровны Исаевой не было незначительных ролей. Каждому эпизоду она отдавалась всецело, не жалея своего мощного темперамента и ярких красок при создании сочных образов. Наверное поэтому, в самом разгаре войны, в 1943 году Асет Исаевой присвоили почетное звание «Заслуженная артистка Чечено-Ингушетии». В апреле 1943 года Ханпаше Нурадилову было присвоено посмертно высокое звание Героя Советского Союза. Труппа Чечено-Ингушского государственного драматического театра обратилась к руководству республики и страны с просьбой, присвоить национальному театру почетное звание имени Ханпаши Нурадилова. Учитывая трудовой подвиг национального театра в это лихое время, просьба творческого коллектива была удовлетворена. Отныне Чечено-Ингушский государственный драматическии театр носит высокое имя Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова. В этом была и львиная доля заслуги талантливой актрисы Асет Исаевой.
Затем было хмурое утро 23 февраля 1944 года. В одночасье весь чеченский народ был депортирован в Казахстан и Среднюю Азию. Семья Асет Исаевой оказалась в Джамбульской области. Холод, голод, унижения и оскорбления терзали людей. Но Асет Исаева выстояла, не сломалась. Она сумела дать образование своим двум дочерям. И по возвращению на историческую Родину, узнав, что группа чеченской молодежи направляется в северную столицу для обучения актерскому мастерству, Асет Исаева приложила все усилия, чтобы обе ее дочери поехали учиться в театральный институт, в город Ленинград. А сама вернулась в свой родной театр, чтобы принять самое активное участие в его возрождении.
По возвращении из депортации Чечено-Ингушский государственный драматический театр имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова первым поставил спектакль «Асланбек Шерипов» по одноименной пьесе известного чеченского писателя Халида Ошаева. Асет Исаева играла в нем эпизодическую роль – Саунты. Однако огромной радостью для актрисы стало возрождение спектакля режиссера Гаруна Батукаева «Храбрый Кикила». Главную роль в этом спектакле, роль неунывающего Кикилы играл муж Асет Исаевой Мовжди Бадуев. Асет играла Марту, жену брата Кикилы. Это был любимый спектакль и актеров, и публики. Задорные шутки, танцы, искрометный юмор. Вот и выкладывались актеры по полной программе, словно старались нагнать не по своей воле упущенное время. Понятно, что старый спектакль отогревал застуженные горькими событиями сердца актеров, напоминая радужные дни былых успехов. Но закциливаться на прошлых достижениях – это был путь в никуда. Необходимо быдо брать новые вершины. А для этого необходимо ставить современные пьесы на актуальные темы. 21 марта 1959 года в Чечено-Ингушском государственном драматическом театре состоялась премьера спектакля «Самые дорогие» по одноименной пьесе Нурдина Музаева.
Спектакль был на колхозную тему, о братской дружбе между народами Чечено-Ингушетии и Дагестана, о любви и молодости. Асет Исаева играла в этом спектакле передовую труженицу Самарт. Самые лестные отзывы дает о спектакле «Самые дорогие» в целом и в частности об игре незаурядной актрисы Асет Исаевой М. Абазатов в газете «Ленинан некъ» за 30 марта 1959 года. Надолго вошел в репертуар театра спектакль «Свекровь» по одноименной пьесе азербайджанского драматурга М. Шамхалова, в переводе на чеченский язык Билала Саидова. Спектакль поставили режиссеры Лидия Горькая и Минай Минаев. Народная артистка Чечено-Ингушетии Асет Исаева играла героиню по имени Джанят, мать композитора Аяза. Правда, постановщики спектакля «Свекровь» на сцене Чечено-Ингушского театра Джанят переименовали в Децу Жанати на чеченский лад и это очень нравилось зрителям. Да и актриса не жалела ярких красок, чтобы ее героиня нравилась всем и каждому в отдельности. В спектакле вечная проблема отцов и детей, матерей и дочек (снох). Деца Жанати, человек старого уклада, цепко держится за патриархальное. А тут сын привел в дом молодую невестку, да еще современную, с высшим образованием, и начинается «война» без мира, которая идет на протяжении всего спектакля в смешных вариациях. Сказать, что Асет Исаева хорошо сыграла роль Деца Жанати, это значит ничего не сказать про нашумевший чудный спектакль «Свекровь». Он прошел с ошеломляющим успехом. И в этом львиная доля заслуги Народной артистки Чечено-Ингушетии Асет Исаевой. 16 февраля 1962 года в Чечено-Ингушском государственном драматическом театре имени Ханпаши Нурадилова состоялась премьера музыкальной комедии «Аршин-Мал-Алан» по одноименной пьесе азербайджанского драматурга Узейра Гаджибекова в переводе известного чеченского писателя Абдулы Хамидова.
В этом озорном и веселом спектакле Асет Марцаровна играла роль тетушки Джахан, близкой родственицы главного героя Аскера. Аскер родной племяник тетушки Джахан и она мечтает его женить на знатной девушке. Однако Аскер против женитьбы по стариным традициям. Он до свадьбы желает познакомиться с девушкой, которую выберет в спутницы жизни. Аскер переодевается в коробейника и идет торговать ситцем и щелками по домам, где обитают юные красавицы. Делает это так талантливо, что находит себе не только невесту, но и солидного жениха Султанбека своей любимой тетушке Джахан. Асет Исаева была обворожительна в роли Джахан. Ее искрометный юмор на сцене вызывал восторг у зрителя. Каждый выход блистательной актрисы сопровождался бурными аплодисментами. Диапазон актерских возможностей талантливой актрисы Асет Исаевой был необычайно широк. Конечно, она запомнилась благодарному зрителю как комедийная актриса. Однако Асет Исаева блестяще справлялась и с ролями в высокой драме, да и трагических ролей было немало в ее репертуаре. В начале шестидесятых годов прошлого столетия театр обратился к классике русской драматургии. «Без вины виноватые» А. Островского поставил Л-А.Хациев.
Сложный спектакль, сложные образы. Но Чечено-Ингушский государственный драматический театр создал великолепный спектакль, где участвовал отменный актерский ансамбль: Неля Хаджиева, Юсуп Идаев, Дагун Омаев, Альви Дениев и многие другие. Асет Исаева играла роль Галчихи. К счастью, сохранилась фотография Асет Марцаровны Исаевой в образе Галчихи. И даже эта пожелтевшая от времени карточка может поведать, какой колоритный образ создала великая актриса в спектакле «Без вины виноватые». Отдельная тема – образы матерей созданные народной артисткой, Чечено-Ингушетии Асет Исаевой на сцене национального театра. Помните Бикату в спектакле «Бессмертные» по одноименной пьесе А. Хамидова? Спектакль был о легендарном герое Ханпаше Нурадилове. Асет играла мать любимой девушки Ханпаши – Каметы. Образ, созданный Асет Исаевой, был колоритным. Несмотря на то, что живет далеко от линии фронта, Бикату знает, что над Родиной нависла опасность и лучшие сыны Отечества жизней своих не жалеют в кровавой битве с супостатом. Где-то в глубине души она и гордится, что ее единственная дочь любит и ждет героя с войны, хотя гордость эта тщательно завуалирована, как и полагается матери-чеченке. Филигранное мастерство актрисы позволяет ей строить масштабный образ, своим сценическим поведением активизируя мышление зрителя. Бикату очень далека от Курбики, чей сочный образ создавала Асет Исаева в спектакле «Свадьба Кайсара». Обе женщины – матери, каждая из них по-своему переживает за родное чадо. Однако все незатейливые помыслы Курбики плещутся в поисках собственного душевного спокойствия. То в немногословном образе Бикату Асет Исаева сумела показать великий патриотизм чеченских женщин, их сдержанную мудрость и героическую самоотверженость.
«Трагически звучит и другая сцена спектакля – в доме Бикату. Женщины собирают для фронта теплые вещи, продукты. Открывается дверь, на пороге девушка – почтальон. Мгновенно все смолкли, в страхе отпрянули от Забу, как от человека, который приносит чаще беды, чем радости: одни на несколько шагов отступили, другие, полуобернувшись в ее сторону, застыли в …молчании, не сводя с нее полных страха и боли глаз. В глазах, в жестах, в поведении каждой из этих женщин, как в раскрытой книге, читалась одна – единственная мысль – просьба: только не ко мне. С большой трагической силой прозвучала эта сцена в исполнении народных артисток республики Асет Исаевой, Тамары Алиевой, заслуженных артисток республики Асет Ташухаджиевой, Хавы Хакишевой, артисток Заремы Эсамбаевой, Майи Шовхаловой, Зины Исаковой, Зулейхан Багаловой. Постановщики В. Вайншетйн и Р. Хакишев решили сцену почти только средствами пантомимы и от этого сила ее звучания достигла высокого накала», – писал Бек Абадиев в своей статье «Бессмертные» 18 ноября 1967 года в газете «Грозненский рабочий». Сродни Бикату была героиня Асет Исаевой и в спектакле «Когда гибнут сыновья» по одноименной пьесе Геннадия Русакова и Саида Чахкиева. Шестерых сыновей отдает мать во имя победы над ненавистным врагом.
Отдает без истерических стенаний и судорожной суетливости. Отдает, прекрасно сознавая, что отправляет их в самое пекло смертоносной бойни. Внешне мать спокойна, она где-то и подбадривает приунывшего мужа, загрустившего перед первой разлукой с матерью младшенького. Героиня Асет Исаевой ведет себя весьма достойно, как и подобает чеченской матери, без истерических рыданий и судорожной суетливости. Над Родиной нависла угроза, значит ее повзрослевшие сыновья с оружием в руках должны защитить Отечество от непрошенных гостей. Иначе как ей смотреть в глаза другим женщинам, чьи сыновья самоотверженно проливают кровь на поле брани. Образ, созданный Асет Исаевой, сложен и многогранен. Однако в нем нет фальши. Сама участница Великой Отечественной войны, Асет Исаева знает, что Родину необходимо беречь, как зеницу ока. Этому учит своих сыновей и ее героиня в спектакле «Когда гибнут сыновья». Внешне героиня очень сдержанна.
Но это только внешне. Каждая реплика актрисы выдает внутренний накал героини, показывает, что сердце матери разрывается на части, глядя на сыновей, которым завтра в самое пекло войны. Особенно трагичен кульминационный момент спектакля, когда мать, уложив спать своих ненаглядных кровинушек, гладит их вещи и укладывает в солдатские вещмешки, готовя, как ей кажется, сыновей в дальнюю дорогу, на фронт. При этом женщина напевает грустную мелодию, в стиле чеченских народных узамов: «Хьо делха ма делха кийрара дог. Хьо 1ийжа ма 1ийжа ва дилха дог!» Трогательная сцена, которая рвала душу зрителям. И неудивительно, что после этого спектакля многие уходили домой зареванными. Была в репетуаре народной артистки Чечено-Ингушетии А. Исаевой еще одна незабываемая роль мамы. В середине шестидесятых годов прошлого столетия режиссер Николай Децик поставил на сцене Чечено-Ингушского театра спектакль «Дороги любви» по одноименной пьесе ингушского писателя Идриса Базоркина.
Спектакль стал заметным явлением в культурной жизни республики. Прекрасный актерский ансамбль: Неля Хаджиева, Зулейхан Багалова, Альви Дениев, Муталип Давлетмирзаев. Асет Исаева играла Гошту, маму главной героини Доты, ее роль исполняла Неля Хаджиева. Спектакль был о большой и чистой любви, верности и дружбе. Молодые люди Адиль (актер М. Давлетмирзаев) и Дота любят друг друга, однако не сумели отстоять свое право на эту любовь, на безоблачное счастье в совместной жизни. Гошта, в исполнении Асет Исаевой, собственными руками разрушает счастье своей единственной дочери.
Она чересчур активна, неуемно темпераментна, прилагает все усилия, чтобы вбить клин между любящими сердцами. При этом Гошта не задумывается, что, сама того не желая, обрекает единственную дочь на одиночество. «Исполнительница роли Гошты А. Исаева – превосходная актриса. Она создает сочный и убедительный образ ограниченного человека, находящегося в плену представлений прошлого», – писал А. Шахбулатов в своей статье «Дороги любви» в газете «Грозненский рабочий» за февраль 1966 года. Всей мощью своего таланта народная артистка Чечено-Ингушетии в спектакле «Дороги любви» призывала беречь и ценить целомудреные чувства первой любви. И только поэтому, наверное, и спектакль «Дороги любви», и роль Гошты в исполнении незабвенной А. Исаевой остались в благодарной памяти зрителей на долгие годы. Невозможно рассказывать о сложном творческом пути великой актрисы Асет Исаевой, не упоминая о главной роли в ее творческой биографии. Конечно, это была замечательная роль Маймы в знаменитом спектакле «Падение Бож-Али» по одноименной комедии А.Хамидова. Премьера этого нашумевшего спектакля состоялась 1 мая 1965 года. Премьера произвела настоящий фурор. И не только в Чечено-Ингушетии. Все национальные театры братских республик Северного Кавказа поставили этот спектакль.
И он везде прошел с грандиозным успехом. На сцене Чечено-Ингушского государственного драматического театра имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова спектакль прошел до тысячу раз и всегда с оглушительным успехом. Однако настоящими счастливчиками можно считать только тех зрителей, которые смогли увидеть «Бож-Али» с первым актерским составом. Это был блистательный актерский ансамбль: Асет Исаева, Тамара Алиева, Хава Хакишева, Хьулимат Мустапаева, Яраг1и Зубайраев, Альви Дениев, Юсуп Идаев, Хьамид Чимаев, конечно же, Муталип Давлетмирзаев в роли Бож-Али. Все вместе и каждый в отдельности эти актеры стали в одночасье всенародными любимчиками. Реплики актеров мгновенно разлетелись по республике и давно уже стали крылатыми фразами, по сей день не теряя свою актуальность. «Я с удовольствиемпо смотрел «Падение Бож-Али» – это настоящий народный спектакль, это подлинно народная комедия, которая надолго останется в репертуаре театра имени Ханпаши Нурадилова», – писал в своей статье «Народная комедия» известный танцор Махмуд Эсамбаев, в газете «Грозненский рабочий» 14 октября 1965 года. Восхищение нашего знаменитого земляка можно понять. Актеры выкладывались на все сто процентов. Особенно потешной была Майма в исполнении Асет Исаевой, которая преображалась на глазах и меняла свои строгие оценки людей, как только ей предлагали выйти замуж. В старой, одинокой, издерганной старухе, мгновенно просыпалась кокетливая женщина, готовая улыбнуться невзначай подмигнувшей удаче и грядущему замужеству.
Сегодня с полной увереностью можно говорить, что А. Хамидов каждую роль в комедии «Падение Бож-Али» выписывал специально для определенного актера. Он знал их каждого. И не просто знал, а пережил вместе с ними самые трудные годы. Они были вместе и в годы Великой Отечественной войны, и в годы депортации. Они жили единой семьей. У них были одни и те же радости и печали. Он писал комедию для своих друзей. Среди этих друзей была Асет Исаева, блестяще сыгравшая Майму и подарившая поклонникам своего таланта радость незабываемых встреч. Несомненно, Майма была самой лучшей ролью народной артистки Чечено-Ингушетии Асет Марцаровны Исаевой. 13 сентября 1968 года за многолетний творческий труд и высокий профессионализм великой чеченской актрисе Асет Исаевой было присвоено почетное звание «Заслуженная артистка РСФСР». А в сентябре 1970 года Чечено-Ингушский государственный драматический театр отмечал 55-летний юбилей одной из своих лучших актрис. К своему бенифису великая чеченская актриса подготовила водевиль А.Чехова «Юбилей». Было много гостей, восторженные отзывы о творческом пути яркой актрисы лились рекой. «С подлинным блеском играет роль Мерчуткиной заслуженная артистка РСФСР Асет Исаева. Отлично передает актриса назойливость Мерчуткиной, ее нежелание понять то, что говорят другие», – писал в своем отзыве о творческом вечере великой актрисы театральный критик И. Балкосадский. Как мы видим, актриса была в самом расцвете своих творческих сил. Однако 5 марта 1971 года мужественное серце великой чеченской актрисы перестало биться. Чеченский народ потерял одну из своих лучших дочерей. Многие ею блестяще сыгранные роли перешли к ее дочери Раисе Мовждиевне Гичаевой. Но это уже совсем другая история…
Аза Газиева, заслуженный деятель искусств Чеченской Республики
Источник: ИА "Чеченинфо"
0 Комментариев