Ахмад Автуринский
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
Имя Ахмада Автуринского, известного в народе как Эвтархойн Ахьмад стало достоянием как литературы, так и устного народного творчества. Так кто он и чем знаменит один из героев чеченского фольклора Ахмад Автуринский?
Ахмад родился в 1824 году в семье жителя аула Автуры Мохмада из чеченского общества гуной. Уже в юном возрасте Ахмад выделялся среди сверстников удалью, искусством наездничества, щедростью и благородством. 27 октября 1841 года войска генерала Грабе взяли штурмом села Гелдаган и Автуры. Отчаянное сопротивление чеченцев заставило царские войска остановиться перед входом в горы. В этих боях за родной аул Ахмад показал себя отважным, зрелым воином. В чеченской хронике 40-х годов XIX века, написанной на арабском языке, рассказывается о бое отрядов наибов Шоаипа-муллы и Хаджи-Мурата против войск генерала Мусы Ансадойн (Ансалтинского) у берегов реки Терек. Неизвестный чеченский летописец сообщает, как на вызов предводителей: «Кто понесет знамя?» - из рядов войск, подобно льву, выскочил неизвестный юноша на коне. Это и был Ахмад Автуринский.
По рассказам стариков, имя юноши стало широко известно в Чечне после сражения в начале июня 1842 года в Нохчи-мохке, в местечке Коьжалган дукъ . Рассказывают , что в ходе одного из сражений, в стане горцев неожиданно, как из-под земли появился неуловимый царский офицер. Нанеся большой вред, он невредимым исчезал. Раздраженные удачными вылазками вражеского храбреца, бывалые джигиты стали обсуждать план поимки офицера. Стоявший поодаль юный Ахмад, стесняясь своей смелости, робко предложил свои услуги. Оторопевшие от наглости юнца опытные воины высмеяли Ахмада, а затем с руганью прогнали юношу. Воспитанный в чеченских традициях уважения к старшим, Ахмад тем не менее решил делом доказать свое право на голос в любом обществе. Юноша подстерег офицера и, вступив с ним в единоборство, в сабельном бою поверг врага! Коня и оружие противника тогда еще 18-летний Ахмад отдал не в меру высокомерным джигитам.
Но не только воинская доблесть пылкого юноши прославила его имя. Храбростью, благородством, добротой и честностью молодой Ахмад завоевывает уважение и любовь народа. Ахмад остался в народной памяти защитником обездоленных, вдов и сирот. Молодой наездник все свои трофеи и военную добычу неизменно раздавал в пользу неимущих. Особое место в эпосе об Ахмаде Автуринском занимает его дружба с известным на Тереке гребенским казаком. Песня об Ахмаде Автуринском подробно рассказывает о начале их трогательной дружбы в самый разгар Кавказской войны, в середине 40-х годов XIX века.
Двое молодцев - Автуринский Ахмад и казак влюблены в красавицу-казачку из Кизляра. Случайно оба молодца встречаются на невысоком хребте у Терека. Казак, увидев безмятежно спящего чеченца, не стал вероломно пользоваться случаем, напротив, отпустив своего скакуна пастись рядом с конем Ахмада и вытянув из-под чеченца половину бурки, лег рядом с ним. Ахмад увидел сон: будто лошадь некоего казака испугала его скакуна. Проснувшись, автуринец увидел, что сон был явью. Гордый Ахмад разбудил казака и пригласил хозяина лошади сразиться с ним в поединке. Удалой казак согласился. Соперники выбрали самое надежное оружие – сабельные клинки. Однако в самый последний момент перед поединком казак обратился к Ахмаду с предложением стать кунаками и поведать ему о цели не близкой поездки Ахмада. После этой просьбы Ахмад рассказал казаку, что он собирается жениться на полюбившейся ему кизлярке. Казак, несмотря на то, что эта девушка нравилась и ему, пожертвовал своей любовью ради святой дружбы и поехал с Ахмадом сватать прекрасную жительницу Кизляра. Казак сосватал ее и со словами доброго напутствия любви и мира проводил молодую пару домой Принявшую веру мужа прекрасную кизлярку родственники Ахмада называли ГIизларха (Кизлярка). До свадьбы, по обычаю, девушка жила у одного из друзей Ахмада, в доме жителя Малых Атагов Кадия (ныне его потомки Кадиевы). На свадьбу друга гребенский казак пригнал из затеречной степи 40 жеребцов. Вместе с другими друзьями Ахмада казак сопровождал и невесту в свадебном эскорте от Малых Атагов до Автуров. На свадьбу с поздравлениями приезжал имам Шамиль. В честь своего друга - казака Саньки Ахмад нарек своего сына именем Сату. У Ахмада были также четыре дочери. В доме Ахмада жил его друг и беглый русский солдат Кузьма, ушедший из солдатской неволи. Рассказывают, что в селе Автуры до сих пор живут чеченцы - потомки беглого солдата Кузьмы.
В составе отряда наиба Большой Чечни (вилайет Шали) Суаиба-муллы из Эрсеноя Ахмад участвует в разгроме войск графа Воронцова в Нохчи-мохке летом 1845 года. В этой кампании Суаиб-мулла героически погиб при преследовании царских войск. В марте 1847 года имам Шамиль, ведя серьезную подготовку к обороне, по разным причинам, в том числе и из-за жалоб народа, сменил нескольких наибов, не пощадив даже одного из самых предприимчивых - Талхига Шалинского. Мудиром (генерал-губернатором) Большой Чечни был назначен один из участников разгрома войск князя Воронцова в Нохчи-мохке в 1845 году Бота Шамурзаев. На место Талхига наибом округа Шали Большой Чечни был поставлен Ахмад Автуринский, пользовавшийся уважением всей Большой Чечни».
Пребывание Ахмада на должности наиба пришлось на очень трудный период. Он без устали кидается со своим отрядом в наиболее уязвимые места, нанося урон противнику. Однако, изматывавшая кавказские народы долголетняя кровопролитная война, тяжесть которой ложилась в основном на Чечню, невзгоды военных лет, тяготы службы, начавшиеся одна за другой неудачи войск имама вызывали недовольство людей, апатию и усталость. Правление Ахмада во главе наибства отличалось мягкостью по отношению к наказуемым, защитой осужденных на казнь. По преданиям, Ахмад высказал имаму свое несогласие с тем, что тот нарушает шариат, приказав конфисковывать в пользу государства имущество казненных. Имущество после смерти приговоренного считается имуществом сиротским и изъятию не подлежит отметил в этой связи Ахмад. Имам был вынужден согласиться с доводами наиба. Вмешательство Ахмада, пользовавшегося уважением имама, спасло от суда Шамиля и одного из авторитетов религиозной оппозиции Имамата - Кунту-хаджи Кишиева из Илисхан-юрта, открытые проповеди мира которого в военное время могли грозить большими неприятностями. Ахмад содействовал также побегу одного из осужденных мулл.
Очень сильно на молодого Ахмада повлиял случай, когда в перестрелке были убиты шестеро перебежчиков из аула Устар-Гардой. Ахмаду была объявлена кровная месть, хотя наиб приказал oткpыть огонь лишь после того, как перебежчики убили одного из всадников и отказались вернуться в село при условии прощения убийства. Кровь убитых причиняла непрерывное страдание молодому наибу, мучившемуся сомнением, справедливо ли он поступил, отдав приказ стрелять. Последовавший вскоре за тем открытый отказ Ахмада казнить семерых осужденных привел к тому, что Ахмад добровольно сложил с себя обязанности наиба в 1849 году. Талхиг, назначенный наибом вместо Ахмада, совершил эту же смертную казнь.
17 сентября 1852 года имам Шамиль двинулся с войском на крепость Грозную. Этим походам он хотел поднять в Чечне свой пошатнувшийся из-за военных неудач авторитет, принудить царское командование к оборонительной тактике и увести аулы мирных чеченцев из-под крепости в Имамат. Однако замыслы Шамиля были раскрыты, и его отряд попал в засаду. Обступаемый со всех сторон, он вынужден был пробиваться, неся потери в людях. В этом нападении на Грозную участвовал и Ахмад. На переправе через Сунжу, когда наездники находились в середине брода, по ним открыли перекрестный огонь. Приказав друзьям отступать, Ахмад сам стал отстреливаться и прокладывать себе дорогу шашкой. Автуринец получил тяжелое ранение в ногу (была перебита главная артерия), но от погони он ушел. Истекая кровью, Ахмад Автуринский поехал в аул Старая Сунжа (Сольжа), но охрана села встретила его выстрелами. Одна из пуль попала Ахмаду в предплечье. Отъехав немного, окровавленный и теряющий сознание Ахмад сошел с коня, расстелил бурку и прилег. Своего любимого коня отпустил. Стрелявший в Ахмада охранник сообщил кровникам Ахмада, переселившимся в Старую Сунжу, о местонахождении их обидчика. Кровники нашли Ахмада в предсмертных муках и сочли для себя унизительным совершать казнь. Они соорудили носилки, подняли носилки с Ахмадом на плечи и понесли в аул. Этот благородный шаг кровников остановили злые языки, которые кричали вдогонку: - Он убил ваших людей, а вы еще взвалили его себе на плечи!
«Нанесенную саблей рану врачи залечивают, рана же, нанесенная дурным языком, не заживает», - говорят чеченцы. Кровь бросилась в голову мстителям, омрачив их рассудок. Положив носилки, один из них взял у раненого саблю, обнажил ее и нанес удар, рассекший плечо напополам. - Хорошо рубит твоя сабля? - обратился убийца к Ахмаду. - Да, хорошо. Ее носил достойный мужчина!.. Это и были последние слова Ахмада Автуринского. В то время ему было всего 28 лет…
Его прах покоится в скромной, но ухоженной могиле на кладбище селения Автуры у Axмад-хутора. Сам же Ахмад Автуринский остался в народной памяти защитником обездоленных, вдов и сирот. Молодой наездник все свои трофеи и военную добычу неизменно раздавал в пользу неимущих. Он остался в памяти народа как образец благородства и неимоверного мужества и отваги, как яркий образец чеченского кодекса чести «Нохчалла» - свода моральных, нравственных и этических норм жизни чеченца.Народ чтит память своего героя и любит его за мужество и oтвагy, за честь и доброту, за твердость слова и чистоту поступков, за верность мужской дружбе, которой он дорожил больше жизни.
Л. Гудаев (По материалам СМИ)
Источник: ИА "Чеченинфо"
0 Комментариев