В Адыгее до сих пор помнят героев - абреков. Один из них - Забыд Берсиров, который в 33 году в разгар коллективизации угнал целый табун лошадей, чтобы накормить голодающих. Для того, чтобы выкрасть лошадь, единомышленники использовали старую уловку абреков - рог.
В период борьбы с завоевателями и угнетателями лезгинский народ выдвинул из своей среды немало храбрых полководцев и народных мстителей-абреков. Одним из талантливых и храбрых абреков был Кири-Буба. В газете "Комсомолец Дагестана (22.02.94.) профессор М. Вагабов пишет: "Он не был революционером в обычном понимании этого слова, но его отважные поступки оставили глубокий след в памяти многих поколений.
…Тяжелые условия жизни, невыносимый гнет со стороны местных феодалов и царских чиновников, социальная несправедливость породили в горах Кавказа то явление, которое в народе называют абречеством. Не вынося унижений и издевательств, храбрые и сильные люди покидали свои очаги, уходили в леса, не видя и не находя другого пути борьбы со своими мучителями.
23 февраля - годовщина депортации чеченцев, как правило, сопровождается столкновением двух непримиримых позиций. С одной стороны, раздаются голоса о справедливом «наказании» строптивого народа, вонзившего кинжал в спину Родине в момент ее борьбы с нацистским агрессором.
До покорения Чечни абреки были какими-то «байроническими» типами: не ужившись с людьми своего круга, они разрывали с ними и продолжали презирать и ненавидеть вообще всех людей — и в этом вопросе абреки были последовательными «интернационалистами», т. е. они не щадили ни своих, ни чужих...
Наиболее интересные и точные описания и объяснения феномена абречества относятся к третьей четверти XIX в. — времени интенсивного изучения Кавказа русской наукой, периоду зарождения осетинской национальной историографии. Тогда суть проблемы была еще ясна и почти свободна от поздних искажений.
Вот объяснение В. Б. Пфафа: «Абреком называется всякий исключенный из среды патриархального общества.
Статья российского историка Владимира Бобровникова посвящена своеобразной "культуре насилия", сложившейся в XIX-XX веках у горцев Кавказа. Главный герой этой культуры - так называемый абрек- профессиональный бандит, за которым здесь утвердилась слава благородного и благочестивого разбойника вроде Робина Гуда. Отчего и когда возникло абречество?
В 20-х – начале 30-х гг. XX в. Явление абречества рассматривалось как революционный «...стихийный протест горцев против угнетения», своеобразная разновидность «классовой борьбы..., национально-освободительного движения горцев, партизанской, террористической формой его...».
© 2016 abrek.org Портал Абрек