Знаменитый чеченский абрек Зелимхан - символ абреческого движения в Чечне и Ингушетии, да и, пожалуй, всего Кавказа. Этот символ (как и институт абречества в целом), в разное время (на мой взгляд, в полной и в прямой зависимости от политической ситуации или властвующей идеологии) претерпевал противоречивое отношение к себе: от полного отрицания - до восхищения, от обидной клички «бандит» - до восторженного имени «народный мститель».
После окончания Кавказской войны и сдачи в плен Шамиля сопротивление горцев колонизаторам отнюдь не прекратилось. В Чечне, Дагестане и Ингушетии продолжали действовать ряд партизанских отрядов, а в 1877 на Северном Кавказе вспыхнуло народное восстание, охватившее большую часть Чечни и Дагестана.
Вся мусульманская камера знала, что убежит Зелимхан. Вся камера знала. Вся помогала ему. Пением. В определенные часы запевал песню Ахмет Автуринский, остальные вторили, а Зелимхан под нарой выдалбливал отверстие в стене. …
В стене грозненской тюрьмы до сих пор виден след Зелимхановского пролома. Бежал он вечером, во время проверки. В проверку вся тюремная администрация сопровождает начальника. Прокричали первую камеру.
Прежде чем завершить тему чеченской пассионарности, которую я затрагиваю в своей статье «Русско-чеченская война …» (см. предыдущий выпуск «Нохчи Майд»), решил прокомментировать хевсурскую песню о Зелимхане, опубликованную вна страницах этого сайта.
2 июня 1906 года депутат горских народов в Государственной Думе Таштемир Эльдерханов выступает с разоблачением преступной политики царизма в Терской области. 7 июня 1907 года публикуется приказ наместника Кавказа Воронцова-Дашкова о введении чрезвычайного положения в крае, а 15 июня Терская область объявляется на военном положении.
Литературное имя, признание Гатуев получил все-таки как прозаик, автор повестей «Зелимхан», «Гага-аул» и ряда рассказов. Повесть «Зелимхан», задуманная в начале 20-х, появилась отдельной книгой в Ростове-на-Дону в 1929 году. Довольно неоднозначное по своему характеру, структуре, произведение это нуждается в истолковании, но об этом чуть позже.
В противостоянии Зелимхана и царской администрации на Северном Кавказе самой незащищенной стороной оказались близкие и дальние родственники известного абрека. Власти старались заставить их клятвами и прочими методами принуждения (угрозами выселения) пойти на сговор против Зелимхана. Но люди не шли на предательство и предпочитали нести наказание от властей.
«…Одни это делают, чтобы выделиться, другие – из-за бедности, третьи – вследствие какого-либо несчастья.
Например, если у кого-либо погибла от оспы возлюбленная, он дает клятву на пять лет, и, что самое невероятное, по прошествии срока клятвы, он становится тихим, как ягненок, возвращается к мирной жизни, и, кажется, даже не вспоминает о прежней жизни…»
© 2016 abrek.org Портал Абрек