1395 г. Вайнахи и Тамерлан
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
В 1386 и 1394 годами Тимур Тамерлан совершил несколько походов на Кавказ. Он огнем и мечом прошел Северный Иран и Закавказье (Азербайджан, Армению, Грузию). В грузинских источниках приводится несколько сведений о действиях Тимура в Грузии, о политике исламизации страны и взятии Тбилиси, о грузинонахском боевом содружестве и т. д. Царь Георгий VII к 1394 году сумел накануне очередного нашествия провести оборонительные мероприятия — он собрал грузинское ополчение, к которому присоединил кавказских горцев, включая и нахов (в частности, из районов, прилегающих к Дарьялу).
Вначале объединенное грузино-горское войско имело некоторый успех, они даже смогли отбросить передовые отряды завоевателей. Но, в конечном счете, подход Тимура с основными силами решил исход войны. Разбитые грузины и нахи отступили на север в горные ущелья Кавказа. Учитывая стратегическую важность перевальных дорог на Северный Кавказ, в особенности, естественной крепости — Дарьяльского ущелья, Тимур решил захватить его. Однако огромная масса войск настолько смешалась в горных теснинах и ущельях, что оказалась небоеспособной. Оборонявшиеся сумели убить столь много людей в передовых рядах врагов, что, не выдержав, «повернули... воины Тимура».
В начале 1395 года было принято решение о походе на Золотую Орду, и армия Тимура, возросшая за счет отрядов вассальных правителей до 300 тысяч человек, сосредоточилась у Дербента, затем прошла прикаспийский Дагестан, сбила передовые отряды Тохтамыша на Сулаке и вошла в Чечню. Переправившись через реку «Сундж» (Сунжа), а затем и Терек (на левый берег), полчища Тимура столкнулись с племенной армией Тохтамыша, собранной со всей Орды. Здесь были татаро-монголы, черкесы, аланы, генуэзцы и, возможно, нахи, так как в данной ситуации это была оборонительная война, а нахская область Симсим, где правил Гаюр-хан, непосредственно прилегала к театру военных действий. Гаюр-хан — правитель государства Симсим, — осколка Хазарского каганата, нынешняя Чечня.
Развернув свои войска на левом берегу Терека, Тимур 15 апреля 1395 года открыл генеральное сражение с Тохтамышем, силы которого не уступали войску Тимура, если не превосходили его. В трехдневной битве, таким образом, с обеих сторон сражалось не менее полумиллиона человек. Как говорит современник, «ручьями лилась кровь по степи». Сражение, вылившееся в жестокое побоище, закончилось полным поражением ордынского войска. Тохтамыш бежал на Волгу, а один из его эмиров Утурку укрылся в горах Центрального Кавказа.
Тимур начал планомерное истребление остатков войск Тохтамыша и золотоордынских владений. Очистив степи, он в том же 1395 году принялся за Северный Кавказ, последовательно покоряя область за областью. Так, он разорил область черкесов — Северо-Западный Кавказ («ограбили весь улус черкесский»), затем захватил страну западно-аланских правителей Буриберди и Буракана (предположительно, Карачаево-Черкесия и Пятигорье), причем, сам Тимур «с целью джихада взошел на гору Эльбруз». Неприступные крепости Кули и Тауса, расположенные в горах Северной Осетии и Балкарии, пали в ходе штурмов горных твердынь, затем наступила очередь Пулада, владевшего районами, охватывавшими часть Осетии и Ингушетии — область «Ихран», «Иркувун» (здесь же скрывался чингизид Утурку).
После разгрома Пулада и пленения Утурку Тимур дал очередной отдых войскам, значительно потрепанным в ходе ожесточенных боев в горных условиях. Очередной поход, в том же 1395 году, Тимур, по мнению X. А. Хизриева, направил на страну Симсим (Чечня и, предположительно, восточная часть Ингушетии). Самые известные переправы через Сунжу и Терек находились в районе Гудермеса и Брагунов. Кстати, именно в конце XV в. прекратило здесь существование крупное Гудермесское городище, возможно, уничтоженное армией Тимура. Другая переправа через Сунжу находилась в районе современного Грозного. Народное предание именно эту переправу связывает с именем Тимура.
Темирлан в октябре 1395 года разорил город Алмак: «Эмир Тимур, покорив кумыков, обитающих между Тереком и Сулаком, прошел по земле Мичикич на город Алмак (ныне деревня в Салатавском округе), который имел 7 тысяч домов. Он взял город после сильного сопротивления и разорил его».
Правитель Симсима / Хазарии / Чечни Гаюр-хан («Кюр-бек» некоторых источников) так и не изъявил покорности Тимуру, несмотря на то, что огромные полчища стояли у границ страны.
Судя по отрывочным данным, Симсим имел удельное деление, население одной из областей было, по-видимому, исламизировано. Так, сына Гаюр-хана звали Мухаммед, и он имел в своем управлении «иль» (область) и подданных.
Тимур вошел на Чеченскую равнину, скорее всего, в районе современного Грозного, где и переправился через Сунжу. Судя по сведениям персидских летописцев Шами и Иезди, основное сражение Тимура с ополчением Симсима состоялось на плоскости. По прибытии Тимура в Чечню сын Гаюр-хана Мухаммед перешёл со своим илем на сторону завоевателя и, «удостоившись чести целования ковра, вступил в число слуг двора».
В связи с действиями Тимура на Сунже возникает вопрос о городе Магас (Алхан-Кала). Есть основания полагать, что в 14 в. он возродился, а в 1396 году был взят среднеазиатским завоевателем, который даже долго стоял здесь лагерем. Недаром же, даже в 16 в. русские источники называют Алхан-Калинское (Куларинское) городище «город Темир-Аксака».
После случившегося поражения равнинное население укрылось в горах, однако сопротивление нахов только начиналось. Видимо, было совершено и несколько дерзких вылазок, после чего «Тимур лично отправился против них...» в горы. Придворные историографы сообщают, что здесь было много неприступных мест, башен и крепостей, которые завоеватели захватывали и разрушали, сбрасывая при этом плененных жителей в пропасти. X. А. Хизриев считает, что действия Тимура в горах затронули горные селения современных Назрановского, Сунженского, Ачхой-Мартановского и Шатойского районов Чечни и Ингушетии. Другие исследователи полагают, что Тимур вошел в горы через Аргунское ущелье, а затем двинулся с запада на восток, пока не дошел до Андийского хребта.
Накал боев в горной Чечне был столь велик, что отряды Тимура в пылу боев забирались в такие места, что ни конному, ни пешему нельзя было затем спуститься, «а следовало оттолкнуться и скользить вниз». Придворные хронисты вынуждены были отметить, что и сам Тимур «подвергался этим ужасам и опасностям» в горах Симсима. Уничтожая «все церкви и капища их», завоеватель достиг Аксая, спустился на плоскость (между Сулаком и Тереком), где «напал на иль и улус этой равнины». Это могли быть районы, населенные нахами-ауховцами и кумыками. Здесь, согласно преданиям, ауховцы выдержали ряд битв с отрядами Тимура, а затем смогли даже оказать помощь дагестанским собратьям, подвергшимся нашествию, в частности, лакцам.
Тимур, сделав «набег на предгорье горы Аухар», затем пошел на восток, громя дагестанские селения. Где-то на правобережье Сулака войска эмира взяли штурмом город Алмак, имевший 7-8 тысяч домов. Отдельные отряды рассыпались по окрестным горам и ущельям.
Производительные силы края были основательно разрушены нашествием Тимура. Его воинство вырубало леса, уничтожало сады, растаптывало поля, разрушало города, села, башни, «храмы и капища». Захваченное в плен население, как то было и в период татаро-монгольского нашествия, частью уничтожалось, частью угонялось в рабство, скот и материальные ценности присваива лись.
Поход Тимура на Чечню был настолько чудовищным по своим последствиям, что память о нем надолго запечатлелась в устном творчестве народа. Многочисленные легенды и предания об «Аксак-Тимуре», топонимика и ономастика, связанные с событиями того времени, прочно запечатлели нашествие «властелина вселенной».
Зимой 1395/1396 ставка эмира перемещается в низовья Кумы; войска Тимура вновь ринулись в степи, сожгли золотоордынские города на Волге (Сарай-Берке и Хаджи-Тархан), разграбили Северный Прикаспий, а весной 1396 году продолжили завоевание горного Дагестана, воздвигая «из убитых холмы». В том же 1396 армия Тимура ушла через Дербент на дальнейшее завоевание Закавказья, Сирии и Малой Азии.
Всего было совершено семь разорительных походов войск Тимура на Кавказ и Грузию. И только в 1404 году грузинский царь Георгий VII признал власть Тимура. В 1405 году во время подготовки похода на Китай Тимур умер, а его империя вскоре распалась.
Согласно древнегрузинской поэме «Алгузиани», Гаюрхан (К1аирхан) пережил нашествие Тимура и погиб несколько позже, в междоусобной войне с грузинскими или осетинскими феодалами; в этом произведении он назван чеченским царём.
PS. Противостояние чеченцев Аргунского ущелья
"Обеспокоенные продвижением Тамерлана в горы, Сиры Мехк-Кхела приняли решение о переносе судебного органа в более недоступную область – Малхисту.
Стоявшие на страже дозорные, увидев войско Тамерлана, немедленно зажгли паленья на сигнальных башнях. Аргунское ущелье было оповещено. Стражи высоты Калой-Корт горы Хьаккъой-лам, а также дозорные хребта Хаскхаьлл-дукъ, Лаха и Лакха Чолханчу немедленно приступили к оборонительным действиям. Первая крупная группа воинов пришла из общества Дзумсой под предводительством Ирдига (Идига). Предводитель оборонявшихся Кало, израненный и лишившийся сил, передал свой меч Ирдигу с наставлением: «Этот меч должен быть в бою, пока не будет убит последний враг». Шаг за шагом войска Тамерлана натыкались на боевые башни: стоящие обособленно или вкрапленные в стену, подобно башне рода Нихалой.
Затем был уничтожен храм тагута (идола) Туш на вершине высоты Тушпаъ-корт, существовавший около 2-х тысяч лет. Крепость Тушпаъ была окружена сплошными каменными стенами и имела три боевые башни. Одни звали идола храма горы Туш, другие Тиш, третьи Теш/Тейш. История этого идола уходит корнями в местность Тейша Iам (озеро Тейша) в котловине, откуда дул сильный ветер.
Далее, минуя Шуьйта и Нихала, Тимур добрался до самой крепости ГIонат-гIала у поселения Гучан-Кхелли. Твердыня состояла минимум из пяти башен и была прикреплена к отвесным скалам. Все попытки взять крепость штурмом провалились. Столь малочисленные защитники ГIонат-гIала побили множество воинов Тамерлана. В итоге, осада крепости была снята. По легенде название ГIонат-гIала дано одним из полководцев Тимура. «Кханат кхала» на тюркском языке означает «крылатый замок», отсюда и чеченское название ГIонат-гIала.
Двигаясь дальше по ущелью реки ЧIаьнти-Орга, Тимур пробился до самого Хьачара (Ведучи), но не смог пойти дальше. По ущелью Шаро-Орга Тамерлан дошел до ХIима (Химоя). Здесь состоялось грандиозное сражение. По легенде, именно отсюда в народе пошло выражение «делха а делхуш, дехкан зудд санна летар ду вай» (с плачем, подобно щенившейся суке/волчице будем драться), то есть биться до смерти: таков был приказ командующего.
Тамерлан понял, что попытка прорваться дальше по Аргунскому ущелью может стоить ему слишком дорого. Гибкий ум хитрого лиса подсказал ему оставить ущелье, предварительно заключив договоренности с местными старейшинами. Тимур вручил «меч примирения» тури-да (военачальнику) Идигу из рода Дзумсой и заключил союз с Маммачем – дедом Итона, в честь которого и назван сегодняшний Итон-Кхаьлла. Маммач сын Малцага из рода ЧIаьнтий стал спутником Тамерлана в числе его приближенных людей. Так и завершилось Органан чIожан латтам (противостояние Аргунского ущелья)"...
[отрывок из книги А.Ангуни "Государственность народа Нохчий"]
Источник: ИА "Чеченинфо"
0 Комментариев