1910 год. Г-та "Киевлянин". Подробности ограбления Кизлярского казначейства.
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
"Кавказом" получены следующие подробности дерзкого ограбления Кизлярского казначейства. Около полудня 27 марта на казначейство напали около 30 грабителей.
Все они, по словам очевидцев, были одеты в казачью форму с погонами. В это время четыре человека военной охраны казначейства обедали. Часть грабителей, оставив лошадей на улице, ворвалась в казначейство и дала залп из ружей. Охрана, схватив ружья, выскочила в соседнюю комнату, но была здесь обстреляна грабителями.
Охрана успела произвести в нападавших несколько выстрелов. Из охраны двое убиты и один ранен; убит и нижний чин, принесший охране обед. Кроме того, грабителями убиты казначей И. Г. Копытко, бухгалтер В.Д. Туницкий и канцелярский чиновник Грязев, двое присяжных и три человека из публики, нахлжящиеся в казначействе. Ранены канцелярский чиновник Балявин и один из публики.
Начальник гарнизона капитан Башкевич, услышав сильную стрельбу, крик пристава "грабят казначейство" и увидев в направлении города бегущих в разные стороны жителей, немедленно послал две команды с офицером к казначейству. Увидев отступающих конных грабителей, команды открыли по ним огонь. Грабители отстреливались. Во время перестрелки у грабителей были ранены три лошади, которых они на Мамаджановском хуторе заменили другими. Есть раненные между грабителями неизвестно. Команды преследовали грабителей до хутора Аверьяновского, а местный пристав продолжает преследование с казаками.
В результате перестрелки на улицах случайно убито три и четверо из жителей ранено. При преследовании грабителей убито двое нижних чинов.
В казначейство прибыл начальник гарнизона и из посланной им на выручку казначейства команды составил караул из 29 человек охраны.
Кладовая казначейства цела. Сумма ограбленного незначительна, но пока точно не определена. Шайка грабителей оставила записку, будто она была под предводительством известного разбойника Зелимхана, одетого в офицерскую форму.
Ревизией наличности кассы Кизлярского казначейства установлено, что при вооруженном нападении на казначейство 27 марта злоумышленниками похищено: наличными деньгами 4.124 р. 41 к. и гербовых знаков на 27 р. 95 к.. Все другие ценности уцелели.
Легендарный разбойник. Ограбление Кизлярского казначейства приписывают Зелим-Хану. Правильно ли такое предположение или нет судить пока рано. На Кавказе ведь трудно разобраться в истинном положении вещей.
Кто такой Зелимхан? Чеченец по происхождению. Он до начала своей кровавой карьеры жил в одном из аулов Веденского округа и, как сотни его одноаульцев, занимался хлебопашеством. Но случился с ним грех, убил он человека, был судим и сослан в Сибирь. Затем через несколько лет вернулся в родной аул, снова принялся за мирный труд, но тут что-то опять случилось с ним: взял он в руки винтовку и начал свое страшное дело. Это было в 1904 году.
Для поимки его и истребления его шаек, еще три года тому назад, сформированы специальные воинские отряды, а голова его оценена в 8 тыс. руб. Но он остается неуловим. Имя его гремит по всей Терской области, и вокруг него создаются легенды.
Как сообщает "Р.В.", Терская область, где грабежи и разбои почти никогда не превращаются, знала многих абреков: знала она Ирюгова, Тохова, Озова, черкеса Шадыгова, чеченцев Саламова и Эски. Все они были отчаянными разбойниками, наводили ужас на сельское и городское население, но ни один из них не разбойничал так долго, как Зелим-Хан, ни за одним из них не числилось столько преступлений. Эти преступления так многочисленны, что только один перечень их займет целые страницы. Укажем лишь на более или менее характерные из них: убийство офицеров полицейской службы, убийство сельского старшины, ограбление почтово-пассажирского поезда, при чем было расстреляно более 30 человек пассажиров и поездной прислуги, крушение почтового поезда, ограбление целого ряда станичных правлений, магазинов городов Кизляра, Грозного, Владикавказа, железнодорожных станционных касс, пленение овцевода Месяцева и получение за освобождение 18 тысяч рублей, убийство начальника Веденского округа полковника Галаева, нападение на воинский отряд и т.д. , не считая массы грабежей и убийств сельских жителей.
Товарищей его по кровавым похождениям убивают в перестрелках, ловят, судят и наказывают, а Зелим-Хан все гуляет и целым, и невредимым. Как выяснилось на идущем теперь во Владикавказе деле о похищении овцевода Месяцева, в то время как шайка Зелим-Хана увозила плененного овцевода, казачьим разъездом были убиты отец и брат разбойника, а позднее было арестовано шесть соучастников.
В прошлом году Зелим-Хан делал попытку вступить с военной администрацией в переговоры о мире. В письме на имя начальника округа Михеева он объяснил мотивы своих преступных похождений и просил о помиловании. Но мотивы оказались вымышленными, просьба разбойника была отклонена.
На письмо начальника области Зелим-Хан ответил рядом дерзких грабежей и разбоев. В том же году начальник воинских отрядов, сформированных для борьбы с разбойниками, войсковой старшина Вербицкий напечатал во владикавказской газете "Терек" открытое письмо к Зелим-Хану. В этом письме г. Вербицкий, упрекая абрека за трусость, за его нападение из-за угла на беззащитных людей, предлагал ему не прятаться со своими шайками по горным трущобам, а сразиться с ним в открытом бою. Зелим-Хан ответил, что храбростью своей он никогда не хвалился, но в случае надобности сумеет защитить себя. Смерти он не боится и готов сразиться с отрядом г. Вербицкого; что же касается вопроса о том, кто окажется побежденным, то это зависит от воли Божьей, так как жизнь человека в Его руках.
1910 год. г-та "Киевлянин". №96 стр.5
0 Комментариев