Абрек Зелимхан в творчестве Зайнди Аласханова.
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
Творческое наследие художника Зайнди Аласханова уникально и одновременно национально. Школой его мастерства стала сама жизнь, вернее, неразрывная связь с Родиной, обычаями и традициями чеченского народа. Кажется, что его творчество вместило в себя все, чего ему не хватает вдали от родного края (поскольку живет и работает он в Москве): национальную еду, национальную одежду, красоту природы и состояние души, вкус родника и запах кукурузной лепешки. «Я не профессиональный художник, но всю свою сознательную жизнь мысленно рисую. Представляю тот или иной объект, меняю его размеры, цвет».
История собственного народа не может оставить равнодушным никого. И Зайнди Аласханов не является исключением. В своем творчестве он неоднократно возвращался к прошлому чеченского народа, поэтому начал цикл работ, посвященных абреку Зелимхану Харачоевскому.
«Чтобы создать образ абрека, надо прочувствовать своего героя, заглянуть в прошлое, пропустить через себя всю его жизнь и постараться разгадать тайну чужой души. Вместе с ним я утоляю жажду, сижу в засаде. Пропускаю через свое сердце боль и горечь разлуки с семьей, устаю от тревожного ожидания наступающей ночи…»
З. Аласханов пишет своего героя таким, каким представляет себя на его месте. Его занимают проблемы бытия, нравственно-психологические аспекты поведения людей в конфликтных ситуациях. Абрек Зелимхан в гармонии с природой – единственным другом в моменты одиночества и тоски, заката и предстоящей ночи. Законы духовной нравственности, которым он следует, побуждают его жить достойно в полном смысле этого слова, несмотря на гонения, несправедливость власти к нему и его семье. В то же время сквозь страдания проступает надежда на улучшение доли людской на этой грешной земле. Именно это и пытается изобразить художник.Тучи сгущаются2
В процессе подготовки работы над циклом картин «Абрек Зелимхан» Зайнди Аласханов объездил почти всю горную Чечню, «перелопатил» гору литературы, послушал рассказы из разных уст и разные варианты этих историй, проработал всевозможные детали. Эта титаническая работа потребовала напряжения духовных и физических сил. А самое главное – терпения в сборе материала и в написании полотен. Возможно, родственники абрека найдут внешние расхождения в облике, но духовный мир персонажа пережит самим художником.
В процессе работы над циклом картин духовный мир самого Зайнди Аласханова обогащался и усложнялся. Возможно, менялись представления о прошлом. Теперь готовый мир картины оказывает на нас давление, и мы мысленно стремимся понять художника.
Зура Итсмиалорд. Вайнах, №11, 2013.
0 Комментариев