1912 03.17 - Доклад Военного губернатора (текст)
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
Совершенно секретно
Доклад Военного губернатора
№ 484 17 марта 1912 года
гор. Темир-Хан-Шура
Наместнику его сиятельству его императорского величества на Кавказе.
Начальник кистинского округа, полковник Гвелисиане Агентурным путем получил целый ряд столь важных сведений, что и считаю своим служебным долгом доложить их Вашему сиятельству.
В последнее время в Чечне циркулируют слухи о готовящимся там восстании, которое организуется к весне сего года абреком Зелимханом. Подготавливает таковое он, будто-бы, через влиятельных лиц от равных сельских обществ путем постоянных сношений с ними и применения строгой присяги, на могиле материя Кунта-Хаджия около Ведено в верности и широкого распространения плана восстания.
Говорят, что Зелимхан рассылает письма к разным влиятельным и известным духовным лицам с предложением принять имамство Чечни и Дагестана, с тем, что он возьмет на себя все остальное, в смысле организации партизанских отрядов и борьбы с правительством. Так он предлагает имамство, будто-бы Автурскому хаджию Мамед Герою /шейху/, Шалинцу Мовсум Хаджию, Нажмудину Гоцинскому и Андийцу Асллуди Герою оглы, результат сношения его с первым неизвестен, последний же предложение принять имамство отклонил. Благодаря такому направлению умов населения Терской области Зелимхан с жителями вступил в открытое общение, не опасаясь измены с их сто¬роны, и скрывается лишь от властей. Передают, будто бы из Турции с паломниками этого года прибыло несколько ингушей в числе давно переселившихся туда, с целью содействовать успеху восстания.
Все влиятельные чеченцы твердо стоят за абрека. Автурский хаджи, самый близкий друг и покровитель Зелимхана, хотя, для показа рассылает по несколько десятков мюридов, якобы за розысками Зелимхана, но делает это для отвода глаз, от действительной его цели. Сын названного Автурского хаджия-сподвижник Зелимхана по Кизлярскому грабежу.
В Чечне и Ингушетии распущены упорные слухи, что весною Турция собирается завоевать Кавказ, и турецкие войска первыми прибудут через военно-грузинскую дорогу в Терскую область. В этом уверяют ныне возвратившиеся из Турции чеченцы, которые происходят из влиятельных фамилий, раньше состояли на службе и были преданы суду за разные преступления и измену русскому правительству. За дело организации восстания вообще усердно взялись все те чеченцы ингуши, которые, будучи влиятельными и почетными в своих обществах и среди населения удалены правительством от общественных и государственных должностей за проступки по службе.
Есть такие слухи о том, что будто-бы, какой го шейх, живущий в Эрзеруме, прислал с бывшим у него, как у шейха, чеченцами письмо Зелимхану, чтобы он берег себя до весны и не сдавался бы правительству ни в коем случае, что он будет полезен и нужен мусульманскому народу. Бедный класс чеченского народа уговаривает потерпеть до весны и тогда он освободится от мучений, среди населения много разговоров о газавате. В больших селениях Чечни собираются тайные общества для выработки общего плана.
Если с Турцией и не будет осложнений, то восстание все же предполагается осуществить, с целью воздействовать на прави¬тельство, в смысле смягчения предпринятия против населения Терской oбласти суровых мер наказания за сочувствие разбойным действиям Зелимхана.
Бывший пристав гор. Кизляра Абдул Межид Коджоев, будто-бы также играет огромную роль в подготовке восстания: в случае неудачи по организации его, он подговаривает население пере¬селиться в Турцию и убеждает послать его к турецкому султану для переговоров, уже собираются подписи, одобряющие его планы. Этот Коджоев имеет большое влияние, как служивший в администрации и пострадавший якобы за народ. С Зелимханом Коджоев поддерживает сношения.
Из переписки с начальником Веденского округа, подполков¬ником князем Караловым видно, что его агентурные сведения в главном тождественны, т.е. будто с наступлением весны Зелимхан предполагает поднять восстание, и что ему сочувствуют со своими мюридами шейх Бамат Герей Хаджи, который даже воспевает деяния Зелимхана в хвалебных песнях. Действуя на религиозную сторону темного и фанатичного населения Чечни, Зелимхан свой уход из пещеры в ночь с 9 по 10 декабря объясняет следующим чудесным образом. Посредством своего покровителя шейха Кунта Хаджи, он вошел в сближение с пророком Хизиром / Христос/ и Ильясом /Илья/, которые помогают ему во всех его делах по повелению Аллаха, и когда он был окружен в пещере, то это святые увели его на гору и скры¬лись, а он там оставался полтора суток, питаясь одной водой...
Население Чечни притаилось и чего-то выжидает, таинственно собираясь в разных местах. Брожение, несомненно, существует, но чем оно разразится представить трудно, возьмет ли вверх благоразумная часть населения или же наэлектризованные Зелим¬ханом и виновными шейхами фанатики проявят себя каким-нибудь безумным вступлением против войск и администрации...
Генерал лейтенант /подпись/
М.П.
верно: ЦАУ ССР гр. Ф. 2 д. №1072
Канц. нам. ЕИВ на Кавк. особ. отд.
1909 г. л.л. 92,93,93-об
С подлинным верно:
0 Комментариев