Абрек Заур
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
Улица Купеческая. Почему? — с такой корреспонденцией 19 сентября 1996 года выступил в «Северной Осетии» старожил гор. Владикавказа К.Амбалов. Ныне эта улица носит имя известного осетинского революционера Чермена Баева. Обуреваемый воспоминаниями К.Амбалов решил поведать читателям газеты «удивительную историю, связанную с домом №20 этой ули¬цы. «В этом доме, — пишет автор, — после побега из Пятигорска скрывался в 1915 году Абрек-Заур. Да, да, тот самый Абрек-Заур, о котором впоследствии был снят фильм».
Надо сказать, что эта история тоже из серии чрезвычайных случаев, толкавших людей уходить в абреки. Не корысть, не желание разбоем нажиться на чужой беде, а защита собственного достоинства и свободы как высшего божьего дара вынудила его стать абреком. Ни он сам и никто другой не назовет его разбойником. Он — абрек, борец за чистоту своего имени и против насилия. Такие как он сторонятся разбойников и в отличие от них даже гордятся тем, что они абреки. У него даже имя произносится только с приставкой «Абрек», а по фамилии он Амбалов.
Заур Амбалов, выходец из осетинского селения Какадур Даргавского ущелья, стал абреком по очень простой банальной причине. Молодой человек был призван в армию и определен проходить военную службу в Пятигорске в одном из полков Терского казачьего войска.
«Свободолюбивый горец... Абрек-Заур, Заурбек Амбалов, — пишет его сородич, — не выдержав издевательств и в один из таких случаев очередного оскорбления со стороны офицера, смертельно ранил его и скрылся. На захват мятежного солдата были брошены войска. За его голову обе¬щали крупное вознаграждение. Но Абрек-Заур был неуловим. Люди сочувствовали ему и своевременно предупреждали об опасности.
Дерзкие похождения даргавского абрека были направлены больше на то, чтобы досадить местной администрации, тщетно пытающейся изловить его или уничтожить. Он держал в страхе не только администрацию Владикавказского округа и самого Владикавказа, но и высшее начальство. Охота велась даже на самого атамана Терского казачьего войска, в резиденции кото¬рого однажды он побывал без особого труда, перемахнув тайно ночью через крепостную ограду. Не раз делал грозные предуп¬реждения и тем, кто обижал бедняков, нуждавшихся в защите.
Отчаянные налеты бесстрашного абрека приводили всех в восторг и восхищение. Он не трогал простых людей. Напротив, при случае приходил им на помощь, и за это они ему отвеча¬ли дружеским расположением. Очевидцы рассказывают, что в августе 1915 года в войсковое ведомство поступило известие о местонахождении Абрек-Заура. Кто-то из местной администрации донес, что он прячется дома и у своих родственников, и просил спешно выслать подмогу. В Какадур была немедленно направлена воинская команда. Однако по прибытии на место солдатам не удалось обнаружить «злодея». Люди предупредили его, и он бежал. Через все воинские посты, которые стояли на разъездах, он прошел незамеченным по горным тропам, только ему известным, и спустился на Военно-грузинскую дорогу, а оттуда направился во Владикавказ. Кто бы мог подумать, что преследуемый абрек может укрываться под самым боком полиции и администрации.
Вскоре по всей России и Осетии пронеслась революционная буря, свергли царя, пришла новая власть. Но в судьбе абрека не наступило облегчения. В числе других уголовников розыск продолжался, а он оставался неуловим. Советская власть оказалась куда более грозной и успешной, чем ее либеральная предшественница, романовская Россия. Усвоив это, Абрек-Заур решил не испытывать больше свою судьбу и в 1919 году эмигрировал в Турцию. Государственную границу он пересек также легко и безупречно, как умел он это делать всегда.
Таинственные похождения Абрек-Заура, благородство и справедливость, которыми щедро наделила его природа, вызывали в народе симпатию к нему и даже обрел множество друзей. Его имя обросло легендами, он был на устах современников, однако каких-либо существенных свидетельств, письменных или вещественных, сохранилось о нем очень мало. Но это не помешало ему приобрести всероссийскую известность. В 20-е годы прошлого столетия в Москве на запрос «Красной газеты», какие фильмы больше всего вам нравятся и хотели бы увидеть вновь, рабочие столицы первым назвали «Абрек-Заур», а потом «Дитя цирка» и «Броненосец Потемкин». Особенно запомнился зрителям момент, когда Абрек-Заур тайно, бесшумно, как кошка, перелез через высокий каменный забор резиденции начальника Терской области, атамана Терского казачьего войска и направился в глубь двора, пытаясь проникнуть в покои генерал-губернатора и свести счеты. Охрана обнаружила дерзкого абрека и попытка сорвалась. Абрек-Заур легко ушел от переполошившихся солдат, ушел незаметно и невредимый. Ведь на то он и абрек.
Хоруев. Абреки на Кавказе. Владикавказ 2010.
0 Комментариев