Сапарбек Чапаев. Каждое слово – жемчуг.
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
Пожалуй, именно так можно охарактеризовать творчество народных сказителей Чеченской Республики. Эти илланчи большую часть своей жизни посвятили сбору и воспроизведению старинных нахских баллад, несущих в себе весь колорит жизни наших предков… сегодня “вр” знакомит читателей с некоторыми из этих сказителей.
Магомед Гакашев родился в 1903 году в селении Мускали Советского района Чечено-Ингушской АССР в семье крестьянина. Гакашев принимал активное участие в проводимых Советской властью в 20-30-х годах в горной Чечне социально-экономических преобразованиях. В предвоенные и военные годы, будучи работником милиции, он участвовал в борьбе с бандитами и диверсантами. С конца пятидесятых годов Гакашев работал в системе связи в г. Грозном. Умер в 1975 году. Сын Гакашева — Мухади, 1934 года рождения, перенял мастерство сказания отца. Он работал шофером на станции скорой помощи. Хорошо помнил весь репертуар Магомеда. Семейной традиции исполнения илли у Гакашевых не было. Дед Гакаш с иронией относился к увлечению сына, но не препятствовал ему. Магомед Гакашев вспоминал об этом, когда обращался уже к своему сыну со словами: «И меня не отец учил исполнять илли, если есть сильное желание и призвание, то сам научишься». Часть своего песенного репертуара, насчитывающего около семидесяти песенных сюжетов, Магомед Гакашев перенял от илланчи из Котар-Юрта Асхаба, сына Элберда (Элбердан-Асхьаб).
Сказитель Ахмет Тимуркаев вспоминает приезд Асхаба в Шатой. Асхаба хорошо знали в Шатое и специально пригласили, чтобы послушать в его исполнении героические илли. Магомед Гакашев, также исполнявший илли, уступал в этом искусстве Асхабу, ибо у того был очень высокий и приятный голос, с которым трудно было соревноваться. Да и песенный репертуар его был намного богаче. Несмотря на разницу в возрасте у молодого Магомеда с Асхабом завязалась дружба. И с тех пор Магомед часто имел возможность слушать своего друга и учиться у него. Другим илланчи, который оказал влияние на Гакашева, был Амхад, сын Мусы (Мусин Амхьад) из Дочу-Борзоя, который любил петь старинные (шира) илли, сопровождая их игрой на дечиг-пондуре. Среди них были илли «О князе Монце», «О князе Мусосте» и ряд других, которые перенял Магомед Гакашев. Сын Гакашева вспоминал, что отец особо выделял илли «Об Умар-Али», исполнение которого продолжалось в течение 4-5 часов с перерывами. Он же помнит и другие илли из репертуара Магомеда: «О князе Хаси», «Об Астемире из Шатоя», «Об Ахмеде из Автуров», «О старом Даде», «Об Иммарзе, сыне Махмы». По его словам, он может исполнить их (илли ала) или пересказать речитативом (илли дагарда). Отметим, что Магомед Гакашев с 1957 года до последних дней своей жизни плодотворно сотрудничал с учеными, помогая им собирать фольклор. За это время он сам записал более сорока илли и сдал их в архив института.
Абдул-Хамид Абдурахманов родился в 1924 году в селении Курчалой Шалинского района. Отец Абдул-Хамида умер за месяц до его рождения. До 8 лет Абдул-Хамид воспитывался у бабушки по отцу, затем жил с братьями отца. В годы Великой Отечественной войны молодой Абдурахманов трудился на заводе, потом в колхозе. Семейной традиции исполнения илли у Абдурахмановых не было, он научился этому искусству от разных людей в родном селе еще в юношеские годы. По словам сказителя одним из его учителей является ныне покойный Асу, сын Ташу. Этот илланча был красивым и рослым молодым человеком с очень приятным голосом. Абдул-Хамид слышал в его исполнении илли «О Пестром Ногае» и усвоил ее. В поле зрения фольклористов Абдул-Хамид оказался с декабря 1981 года. За это время от него записано на магнитофонную ленту и графически шесть героических илли. Среди них: «О Зайте, сыне Шихмирзы», «О Тарковском молодом канте».
Денисолт Орзимов родился в 1924 году в с. Белоречье Гудермесского района ЧИАССР. Денисолт рано остался без родителей. Они умерли, когда ему было всего полгода. Воспитывался у родственников матери. С пятнадцати лет он начал трудовую жизнь в рабочем коллективе «Грознефтеразведка» в поселке Новогрозный. На буровой работал и во время Великой Отечественной войны. Затем длительное время трудился в колхозе. К сорока годам он потерял зрение. Потеря зрения обострила чувство обоняния. По его словам, он хорошо различает улицы в родном селе по запаху и может свободно ориентироваться. Он инвалид первой группы, однако продолжает трудиться. По своему характеру он общителен, знает много легенд, преданий и занимательных историй. Интерес к народным эпическим песням у Орзимова обнаружился в детские годы. В тридцатых года он любил слушать исполняемые Баудином Сулеймановым по радио илли «О Бейбулате, сыне Таймы», «О Зелимхане из Харачоя» и другие. Потом судьба свела его с Сулеймановым, и через 10 лет Орзимов сумел усвоить весь его репертуар. Однажды Орзимов спел песню из репертуара Сулейманова в его присутствии. Известный илланча похвалил своего ученика, но тут же попросил его больше не исполнять и не записывать на магнитофонную пленку его песни, ибо это может повлиять на его популярность. Орзимов многое перенял от своего учителя.
Сильное влияние исполнительской манеры Сулейманова ощущается в голосе Денисолты Орзимова, высоком и привлекательном. С фольклористами Орзимов вступил в контакт в июле 1982 года, когда совместная фольклорная экспедиция Чечено-Ингушского института ИСФ и ЧИГУ им. Л. Н. Толстого работала в селении Курчалой Шалинского района. За эти два года от Орзимова записано графически и на магнитофонную ленту более двадцати эпических песен илли, среди которых есть и илли о Герое Советского Союза Ханпаше Нурадилове, которую он сложил сам в честь ратного подвига легендарного пулеметчика. Песни Денисолта Орзимова обращают внимание слушателей на то обстоятельство, что Ханпаша Нурадилов погиб на поле боя, не выпуская из своих рук оружия, как и подобает эпическим героям, воспеваемым в илли. Героико-исторические илли, исполняемые Орзимовым, отличались большой насыщенностью поэтических образов, древнеэпических мотивов, сравнений.
Сапарбек Чапаев родился в 1906 году в селе Шалажи Урус-Мартановского района в крестьянской семье. Оставшись сиротой в восемь лет, вынужден был обеспечивать свое существование самостоятельным трудом. В 12-летнем возрасте лишился зрения на один глаз. Образования не получил. Героико-исторические илли Чапаев начал исполнять с 13 лет. Первым в его исполнении было илли «О Красивом Мусе». Эту песню он услышал от своего односельчанина илланчи Ахмада, сына Ойси, известного далеко за пределами родного села. От него Сапарбек Чапаев и усвоил свой основной репертуар героико-исторических илли, который насчитывает более двадцати самостоятельных песенных сюжетов. В их числе: «О Гази, сыне Олдама», «О Зелемхане», «О Кабихе, не имеющей брата», «О Хакарме, не имеющем брата» и другие. Чапаев длительное время трудился в колхозе и ушел на пенсию в 1976 году. Прожил старость в Шалажи вместе со своей большой семьей. Часто рассказывал внукам про свое трудное детство, учил их быть честными и трудолюбивыми. Вокруг Чапаева нередко можно было увидеть людей всех возрастов. Они любили слушать в его повествовании эпические сказания, предания. О своей любви к песням Чапаев говорил так: «...илли в моей крови, пока живу, я буду петь их и сказывать».
P.S. В статье использован материал нахского журнала «Тептар». Марьям Магомадова
г-та "Вести Республики" 01. 2010
Источник: ИА "Чеченинфо"
0 Комментариев