И. Эринбург и именной кинжал снайпера Амаева.
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
Снайпер, Амаев Махмуд Мутиевич, чеченец по национальности, родился в селении Химой, Шаройского района Чечни 1916 г. По окончании в родном селе трёхклассной школы, вступил в члены ВЛКСМ. В 1930-е годы Махмуд - секретарь сельской комсомольской организации. В 1935 году, окончив учительские курсы, работает в начальной школе.
В первые дни войны 25-летний учитель берет в руки снайперскую винтовку. Он обладает всеми качествами, необходимыми снайперу: умением метко стрелять, наблюдательностью, хладнокровием. Махмуд Амаев служил в 87-м Гвардейском стрелковом полку 32-й Краснознамённой стрелковой дивизии, которая впоследствии была переименована в 29-ю Гвардейскую.
Снайпер Амаев преумножил традиции своего полка. Был храбрым и отважным воином Гвардейской дивизии. Каждый день отправлялся он «на охоту» и каждый раз возвращался с несколькими зарубками на ложе своей винтовки. Вскоре количество зарубок перевалило за 100.
Слава об Амаеве прошла по всему фронту, о нём писали в газетах. Командование части подарило ему кинжал с дарственной надписью: «Солнце врагу не погасить, а нас не победить».
Метко, без промаха стрелял Амаев, с каждым днем пополнялся его личный счет убитых фашистов. Тульские оружейники изготовили для лучшего снайпера именную снайперскую винтовку под №7165, которая осталась за снайпером Махмудом Амаевым.
«История винтовки №7165»
Боевая жизнь сдружила двух воинов, двух снайперов - русского Ивана Шмарина и чеченца Махмуда Амаева. Они вместе выслеживали немцев, выручали друг друга в беде, спали рядом, покрываясь одной шинелью. И завязалась нерушимая боевая дружба двух снайперов.
В шуме машин, в грохоте большого завода началась история самозарядной винтовки №7165. Старый уральский рабочий отшлифовал ее части. Паренек из ремесленного училища привинтил ярко блестящее полированное ложе, молодая девушка прикрепила оптический прицел. И когда винтовку укладывали в ящик для отправки на фронт, к ней приложили маленькую записочку: «Эту винтовку просим вручить лучшему бойцу. Пусть без промаха бьет он из нее немцев. Коллектив Н-ского завода». Так с этой запиской винтовка и прибыла в подразделение. Она была густо смазана маслом. Аккуратный кожаный чехол прикрывал оптику. Вороненый затвор переливался густой нетронутой синевой. Долго думали, кому же вручить эту винтовку. И решили, что нет бойца лучше, чем снайпер Иван Шмарин. Метко стрелял Иван Шмарин. Не проходило дня, чтобы он не убил немца. В верные руки попала винтовка №7165. 130 немцев уничтожил из нее снайпер Шмарин, когда разорвавшейся неподалеку миной он был ранен. Не о себе тогда подумал Иван Шмарин - о винтовке.
Окровавленный он увидел ее рядом с собой с разбитым ложем, на котором еще сверкали следы коричневого лака. И когда верный друг Шмарина Амаев подбежал, чтобы перевязать рану, Шмарин остановил его: - Ничего Амай, рана пустяковая. Ты вот винтовку мою не бросай. Почини ее и бей из нее фрицев, покуда я не вернусь.
Друзья попрощались, и Амаев бережно поднял с земли израненную винтовку. Много потрудился над ней Амаев. Он раздобыл где-то новое ложе, заменил поврежденные части - и винтовка №7165 снова вернулась в строй. По-прежнему верно бьет винтовка. Спокойный и точный в движениях Амаев стреляет из нее, не зная промаха. 151 гитлеровцев уничтожил он, из них 49 - из винтовки №7165.
С каждым днем пополнялись зарубки на ложе винтовки. Каждый день отправлялся Махмуд «на охоту» и каждый раз возвращался с «добычей». Командование части высоко оценило «работу» снайперов-друзей Махмуда Амаева и Шмарина Ивана. Об этом писала фронтовая газета в статье. «Награждены медалями» За умение и бесстрашие, за славные боевые дела приказом Военного Совета снайперы Иван Шмарин и Махмуд Амаев награждены медалями «За боевые заслуги». Почетная правительственная награда уже вручена замечательным снайперам. Сегодня их боевой счет - 97 уничтоженных немцев. Славные истребители немецких оккупантов Шмарин и Амаев сейчас снова на огневой позиции. Они выслеживают и без промаха бьют гитлеровцев. 26 июня 1942 г.
Письмо писателя Эренбурга снайперу Амаеву
Несмотря на военную обстановку, Амаев Махмуд через газеты и журналы следил за событиями в стране и в мире. Будучи грамотным интеллигентным человеком, он и сам писал, и не только для фронтовых газет. Мы приводим для обзора читателям ответ на письмо Амаева Махмуда знаменитому писателю, общественному деятелю Илье Эренбургу:
«Дорогой товарищ Амаев! Спасибо за дружеское письмо. Ваши ратные труды велики. Вы освободили человечество от 161 палача. Вы спасли этим сотни, тысячи человеческих жизней. Ваше имя повторяют с благодарностью девушки нашей страны. Вы принесли с гордых гор Кавказа любовь к свободе, верность, зоркий глаз и твердую руку. Вы бьете волка, засевшего в норе. Скоро Вы выгоните волка из норы. Хорошие вести идут с Юга. Там началась облава на немецкого волка. Там фрицев бьют уже не в розницу - оптом. Хорошие вести идут с Севера: путь на Ленинград свободен. Ваш родной Кавказ теперь вздохнул полной грудью, немцев гонят на Запад. Скоро их погонят отовсюду. Тогда мы скажем, Махмуд Амаев начал один из первых, он постарался, каждый день, он бил немцев. Желаю Вам, дорогой товарищ, боевого счастья и двухсотого фрица.
Илья Эренбург.»
Ратные подвиги снайпера Амаева
Тем временем грудь воина украшали две награды -орден «Красного Знамени» и медаль «За боевые заслуги ». А в Москве на выставке «Комсомол в Отечественной войне», которая открылась в начале 1943 года, висела табличка с надписью «Личный счет снайпера-гвардейца, младшего сержанта Махмуда Амаева. В ней ежедневно отмечалось количество уничтоженных им фашистов.
О своих успехах Махмуд писал своим родным и близким:
«Пусть знают моя 70-летняя мать и мои молодые братья, что ни одна пуля не уходит из моей винтовки зря. Она возвращается ко мне в виде зарубки - памяти об убитом фашисте. Я убил их 169, но пока дойдет это письмо, я увеличу счет».
О ратных делах снайпера Махмуда Амаева упоминает в своей книге «Военные мемуары», вып. 1977г., генерал армии, Герой Советского Союза Третьяк Иван Моисеевич на стр. 39. В данной книге он отмечает Махмуда Амаева как лучшего бойца, на счету которого 186 убитых фашистов. Сам Махмуд в своем последнем письме сестре пишет об 194 уничтоженных фашистов.
«Петимат! Не переживай за меня, да и маму побереги. Никогда не убивал человека, но здесь я уничтожил 194 фашиста. Воспитывай своих сыновей мужественными, чтобы они могли совершать добро, а если понадобится - грудью встать на защиту Родины».
Не довелось Махмуду дожить до светлого дня Победы. 1 мая 1943г. в селение Химой пришло извещение вот такого содержания: «Ваш сын, гвардии старший сержант Амаев Махмуд, в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, погиб 22 февраля 1943 года. Похоронен в деревне Лукъянцево, Гжатского района (на Смоленщине)».
По материалам газеты «Терская правда».
Источник: ИА "Чеченинфо"
0 Комментариев