Мани – шейх. ЖЗЛ
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
Примерно в 1860 году в семье харачоевца Назира родился сын, которому дали имя Магомед. Мальчик еще был мал, когда его отец из Харочоя переселился в Цацан-Юрт. Здесь Назир отдал своего сына на обучение, а после окончания обучения направил его к Бамат-Гирею Хаджи в Автуры. После окончания учебы у Овды, как называ¬ли мюриды Бамат-Гирея Хаджи, его стали звать Мани-Шейх.
В конце XIX столетия Овда направил Мани в Надтеречье для распространил там кадарийского тариката. Среди притеречных шейхов Мани-Шейх был единственным последователем кадарийского тариката. Все остальные были накшбандийцами. Здесь шейх поселился в Баммат-Юрте (с.Виноградное) и ввел в зикр периодическое покачивание головой с целью быстрого вхождения в экстаз. Со своими обязанностями Мани справлялся успешно. Но, несмотря на это, из убеждений в его лжесвятости, часть сельчан чинила ему всевозможные препоны, пытаясь изгнать из села. Для выяснения его личности они обратились к Овде, и он рассеял сомнения бамматюртцев. Возвратившись в село, бывшие противники со слезами на глазах стали извиняться перед шейхом. Однако у эвлияов существовал обычай, согласно которому они не жили там, где им не доверяют. Следуя ему, Мани-Шейх в 1907 году переселился из Баммат-Юрта в Чулик-Юрт (с. Знаменское).
На первых порах здесь он жил у своего друга Солты Бисултанова, который стал его верным мюридом. Приверженцы Мани вскоре построили для своего устаза дом, в котором шейх жил семнадцать лет. Шейх имел трех жен. Первая, по имени Жовхарт, родила ему четырех сыновей: Баудди, Зияудди, Супьяна и Самавди. Другая же жена, Хани, родила Абу-Бакара. Кроме сыновей шейх был отцом двух дочерей - Неби и Зайбуллы.
Как отмечалось, противников у шейха-Мани хватало. Однажды шейх посетил приехавшего из дагестанского села Анши в Верхний Наур волхва Сулим-Хаджи. Здесь был затронут nnrmoc. можно ли будет после смерти
Мани над его могилой воздвигнуть мазар. Противники шейха довели дело до спора и протестующие стали уходить в сторону Лаха-Невре. Догнав их Мани попросил следовать за собой. Он через пойму Терека повел толпу к мазару Усмана-Хаджи. Согласно преданию, когда шейх поздоровался и попросил у покойного эвлия разрешения спросить у него о чем-то, Усман-Хаджи ответил: «Валлейкум Ассалам Мани-Шейх, задавай вопросы». Этого было достаточно, чтобы убедить сомневающихся в его святости. Обращение Усмана-Хаджи к Мани говорило само за себя. С тех пор шейх стал одним из наиболее влиятельных духовных лидеров Чеченской Республики. Именно поэтому его и сослали в Калугу в 1911 году.
После возвращения из ссылки
администрация следила за каждым шагом шейха. Под таким надзором Назирова держали до кончины его устаза Овды 13 сентября 1914 года. 19 октября того же года скончался также соратник Мани ингуш Батал-Хаджи Белхороев, находившийся в ссылке в городе Козельске Калужской губернии. С5ба эвлияа на поездах были перевезены на родину и преданы земле: Овда в Автурах, Бат1а (так в быту называли Батал-Хаджи) в Сурхохах. Мани-шейх был одним из главных проводников похоронных церемониалов обоих шейхов. После этих событий личность Назирова до начала Гражданской войны остается в тени. Словно предугадав грядущую войну, Мани вместе с мюридами в Ломаз-Юрте (с.Братское) рыл окоп. Кто-то из прохожих насмешливо намекнул
шейху: «Зачем ты заставляешь людей напрасно трудится?» Ответ был таков: «Их труд будет напрасным, если через этот ров пройдет враг». До сих пор в Ломаз-Юрте кроме того рва пролегает еще и дорога Мани, которую впервые протоптал шейх.
В 1919 году Чечня подверглась вторжению белогвардейских полчищ генерала А.Деникина которые пытались прорваться через Ломаз-Юрт. Здесь и послужил окоп, вырытый Мани-Шейхом. Он спешно собрал ополчение, состоящее всего лишь из 54 партизан, во главе которых поставил участника русско-японской войны Накаева из Ломаз -Юрта. Засев в окопе, они отразили атаки. После неудачных попыток прорвать оборону партизан деникинцы вынуждены были пробиваться в Грозный через Старый-Юрт. Следует отметить, что через окоп Мани в 1942-1943 годах не смогли пробиться и немцы.
Незадолго до смерти Мани-Шейх завещал предать его земле в Баммат-Юрте, чтобы избежать разногласий между своими мюридами. В первой половине 1924 года шейх скончался. На чулик-юртовском кладбище для его захоронения была вырыта могила .Но когда похоронная процессия собралась отвезти Мани в последний путь, согласно опасениям Мани, его мюриды из Баммат-Юрта запротестовали и потребовали похоронить шейха в своем селе согласно его завещанию. Желание части мюридов было удовлетворено, и Мани-Шейха похоронили на его бывшей усадьбе в Баммат-Юрте, где и воздвигли ему мазар(ныне здесь живут потомки шейха). Над могилой, вырытой в Чулик-Юрте, мюриды также воздвигли зиярт.
Вирдовое братство Мани-шейха больше ограничено Надтеречным и Грозенским районами Чечни. Они чаще всего выступают в единой команде с 1овди-вирдом. Ритуал исполнения их зикра очень напоминает 1овди-вирд. Как мы уже отмечали, он один из всей плеяды терских шейхов, принадлежащий кадарийскому тарикату.
Петимат Хасиева №134, 15 июля 2010 г.
Источник: ИА "Чеченинфо"
0 Комментариев