О фильме "Абрек Зелимхан"
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
Извлечение из статьи «Транзит: Висбаден - Питтсбург – Кавказ». Elena Stishova, 2001
"Зелимхан" Олега Фрелиха (1926), сохранившийся не полностью, смотрится как романтический триллер за вычетом слишком растянутой завязки, где с идеологическим нажимом мотивируется уход в абреки Зелимхана и его товарищей, несправедливо осужденных и сбежавших из царистского застенка.
Фильм предваряет красноречивый титр: "Национальная политика самодержавия вела малые народы к обнищанию и вырождению... У горцев Кавказа царизм отнял право на "плоскости", загнал их в бесплодные ущелья, лишил их возможности хозяйственного и культурного развития".
Любовный сюжет здесь обозначен, но нужен лишь как обоснование для титра "Отняли землю - можно отнять и невесту". Бедняк Аюб лишается своего надела, проданного с молотка за долги, а сын сельского старосты, прислужника властей, похищает невесту Аюба. За бесправного и обесчещенного бедняка и вступается Зелимхан с товарищами и попадает на скамью подсудимых, а потом и на тюремные нары. В фильме есть впечатляющий эпизод массовой депортации чеченцев в Сибирь, дабы избежать народных волнений на нефтяных промыслах Грозного. Словом, царизм и его национальная политика представлена и осуждена здесь по полной программе. Зелимхан же со своими боевиками, как назвали бы сегодня его соратников, обрисованы не просто сочувственно - эти персонажи героизированы, как и их действия. Зелимхан мстит за погибших чеченцев, но религиозная традиция кровной мести здесь окрашивается в яростные цвета социального мщения.
Жанр в какой-то момент пересиливает идеологему, будто сам режиссер, захваченный стихией разыгранной им робингудовской вольницы, забывает про идеологическую сверхзадачу. Да и сам Зелимхан, фактурный красавец-номад, сыгранный знаменитым осетинским актером Бестаевым, делает опасную идею социального мщения очень даже обаятельной. Вот замечательно поставленный эпизод захвата мирного пассажирского поезда. Абреки отсчитывают для экзекуции ровно столько русских мужчин, сколько погибло невинных чеченцев... Но датируй эпизод нынешним днем, - боюсь, от нашего романтического сочувствия и следа не останется.
Висбаден - Питтсбург – Москва
0 Комментариев